Недавно назначенный руководителем Госфильмофонда Вячеслав Тельнов заявил как о завоевании: «Мы совместно с Министерством культуры разрабатываем регламент. Надеюсь, что до Нового года появится соглашение, где упростится передача исходных материалов (позитивная копия, негативы. — С.Х.), и мы будем принимать на цифре». Выделено более трех миллиардов рублей на модернизацию киноархива и его тотальную оцифровку в течение пяти лет. С 1 января 2019 года планируется ввести новый порядок в обиход. Казалось бы, как хорошо. Не надо продюсерам для получения прокатного удостоверения сдавать видеоматериалы на пленке, тратить на это немалые средства. Вздохнут дебютанты и независимые студии, у которых крохотные бюджеты и часто нет средств на печать кинокопий с цифрового носителя, обходящуюся иной раз в несколько сотен тысяч.
Еще не прошел шок от предыдущей инициативы Минкульта о введении прокатных удостоверений стоимостью 5 млн, что перекрыло бы кислород многим картинам на пути к зрителю. Слава богу, отбились. Но уже тогда министр культуры решил изменить федеральный закон и освободить продюсеров от обязательной сдачи на хранение кинокопии на пленке. Прежнее руководство Госфильмофонда ударило во все колокола, почуяв беду, обратилось к главе думского комитета по культуре Станиславу Говорухину, чтобы не допустил роковой ошибки, грозящей потерей кинонаследия.
У нас и без того одни потери. Трудно найти фильмы 1990-х. Многие из них не сохранились или имеются в единственном экземпляре без исходников. Вспоминается леденящая душу история, связанная с ретроспективой Марлена Хуциева в швейцарском Локарно. Фильмы собирали по киноархивам разных стран, потому как у нас многого нет. К примеру, негативы «Бесконечности» утрачены.
Во Франции, на которую так любят оглядываться наши киночиновники и кинематографисты как на эталон, существует закон, обязывающий хранить фильмы на пленке. Французское правительство выделяет средства на печать копий на пленке, которые потом поступают в госкиноархив страны — Национальный центр кинематографии. В Швеции принят закон об обязательном экземпляре.
Пленка при соблюдении должных условий хранится больше 120 лет, как негативы братьев Люмьер, и, говорят, это не предел. Цифра столько не живет. Каждые 5 лет цифровой материал надо перегонять с одного носителя на другой. Иначе смерть. Проблем и вопросов много, решения принимаются красивые и поспешные.