Сначала о заседании, которое состоялось еще во вторник. Как рассказали «МК» его участники, все началось весьма благостно и обнадеживающе: Ольга Юрьевна, поприветствовав всех, подчеркнула важность собрания уважаемых людей и всецело поддержала идею расширения театра во всех смыслах — все-таки будущий год, согласно указу Президента РФ, посвящен именно ему. И на его проведение выделено полтора миллиарда (!!!) рублей.
Однако председатель СТД Александр Калягин неожиданно для многих с ходу объявил, что план мероприятий по проведению Года театра формален, выхолощен и вообще из него исчезло много конкретики, конструктива, предложенного рабочей группой, передавшей свои предложения в Минкульт. На сайте СТД тут же появился «исходник» предложений от Союза, который «творчески» переработали в Минкульте. Разработки носят общий характер, каждая статья финансово не подтверждена. Александр Александрович был рассержен и называл вещи своими именами, адресуясь к разработчикам плана. А разработчиком как раз и является департамент Андрея Малышева — господдержки искусства и народного творчества Минкультуры.
Интересно, что предшественник Малышева на этом посту — Софья Апфельбаум, которая сейчас проходит по делу «Седьмой студии», и ее преемник не сделал ничего для защиты, в общем-то, безвинно пострадавшей молодой женщины. Но это к слову: все-таки на повестке дня стоял вопрос не о ней, а о том, как провести Год театра, чтобы он запомнился, стал не «галочным», а принес реальную пользу всем, особенно новой генерации страны, о чем в самом начале и сказала Ольга Голодец.
Выступление Калягина повергло в шок Голодец настолько, что зампред председателя правительства готова была тут же распустить серьезное собрание серьезных людей. А на него, заметим, приехали со всей страны главрежи и директора (из Якутии, Татарстана, Екатеринбурга, но Москва и Петербург преобладали). А также вице-губернатор Санкт-Петербурга, министр науки и высшего образования страны. Вице-премьер даже собиралась принести свои извинения: мол, раз ничего не готово, то и говорить не о чем, но в конце концов решили, что стоит хотя бы разобраться на старте, чтобы не опозориться и не опозорить русский театр, когда Год наступит.
Если посмотреть на план, представленный на обсуждение оргкомитета, то он действительно производит впечатление унылой чиновничьей справки. Те же самые фестивали, в основном высокобюджетные, сведенные в один пункт дискуссионные площадки без обозначения тем — одним словом, ничего нового для зрителя. Нет ни новых инициатив, стартапов, идей, касаемых развития и усовершенствования театрального менеджмента, реконструкции региональных театров — никаких адресов, разве что открытие филиала Малого театра России в далеком городе Когалыме. Впечатляет пункт «Всероссийские акции, посвященные Году театра». Что за акции? Чем они будут отличаться от других акций? Ведь все ждут от Года театра кроме хорошего привычного, кроме праздника, который и так всегда с нами, того, что конкретно останется после Года театра. О чем следующие поколения с гордостью говорили бы «наш театр отремонтировали в Год театра» или «а это оборудование осталось после Года театра, и молодежный (детский) проект сделали тоже — спасибо, что был» и так далее.
Можно только разделить возмущение Калягина и, мягко говоря, недоумение Ольги Голодец, не привыкшей терять время. И ее естественное желание сделать выводы. Они и последовали в виде ухода Андрея Малышева с поста главы департамента господдержки и искусства народного творчества Минкульта. Хотя Малышев, скорее всего желая упредить удар, подал заявление об увольнении, а в комментариях в качестве основной причины указал разногласия с руководством Союза театральных деятелей по ряду принципиальных, с его точки зрения, вопросов. А именно: вопрос ротации «возрастного руководства театров», то есть быстрее менять старых худруков на новых (это при отсутствии кадрового резерва лидеров и директоров театра). Он также был против объединения в одних руках функций худрука и директора.
Заявление Малышева легло на стол министра буквально на следующий день после инцидента у зампреда правительства. По нашим сведениям, оно вроде бы даже и удовлетворено, но кто возглавит департамент, где меняется уже который руководитель, неизвестно. А Ольга Голодец дала Минкульту срок — до 12 октября подготовить реальный план реальных предложений по проведению Года театра.