На сборе по традиции артистов помимо гендиректора Владимира Урина приветствовал главный дирижер, музыкальный руководитель театра Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев. Они объявили коллективу творческие планы на предстоящий сезон, впрочем, уже всем хорошо известные: с этим Большой как всегда не затягивает и исправно оглашает перспективы еще в мае.
Начинается сбор труппы с предложения Владимира Урина посмотреть кино, которое может показаться странным. Однако секундой позже становится ясно, что этот традиционный и ироничный дайджест главных событий закулисной жизни театра способен разрядить атмосферу строгости и серьезности. В конце ролика на экране появляется надпись: «Будем счастливы вместе!»
— Теперь поделюсь радостью, — говорит Владимир Урин. — С 12 сентября наша семья стала еще больше. Теперь театр им. Б.А.Покровского является частью Большого театра и будет носить гордое имя Камерной сцены. Уже в этом сезоне он представит две премьеры: «Сорочинскую ярмарку» по Гоголю и «Один день Ивана Денисовича» по Солженицыну.
Итак, в 243-м сезоне ожидаются пять оперных и шесть балетных премьер. Уже 29 сентября на Исторической сцене Большого состоится первая премьера — оперетта «Кандид» на музыку Леонарда Бернстайна, которая специально поставлена к 100-летию композитора (дирижер-постановщик Туган Сохиев и молодой, но уже востребованный оперный режиссер Алексей Франдетти). Кроме того, запланированы две оперы Россини: «Севильский цирюльник» (3 ноября) дирижера Пьера Джорджо Моранди, режиссера Евгения Писарева в сценографии Зиновия Марголина и «Путешествие в Реймс» (12 декабря), постановщиками которой также выступят Туган Сохиев и режиссер Дамиано Микьелетто. 7 марта должна состояться «Русалка» Дворжака (дирижер Айнарс Рубикис, режиссер Тимофей Кулябин). Ну а под занавес сезона, в самом конце конце мая, ожидается «Евгений Онегин» Чайковского в новом прочтении режиссера Евгения Арье и дирижера Тугана Сохиева.
В балетных планах — «Артефакт» от всемирно знаменитого «деконструктивиста» и балетного авангардиста Уильяма Форсайта и «Петрушка» Игоря Стравинского в постановке хорошо известного в России хореографа Эдварда Клюга (его «Шепот» и «Радио и Джульетта» идут на сцене Новосибирского театра оперы и балета). Эти постановки станут первыми балетными премьерами в этом сезоне на сцене Большого, который обещает подарить много сюрпризов и закончится 19 июля балетом с пока рабочим названием «Красавин-Самодуров». Расшифровывается название просто: это фамилии композитора (Красавина) и хореографа (Самодуров), которые и создадут это совершенно новое произведение.
Музыка композитора Юрия Красавина уже однажды предполагалась при постановке балета «Герой нашего времени», но тогда режиссер Серебренников настоял на Илье Демуцком, так что новый балет, условно говоря, некая компенсация композитору. Вячеслав Самодуров при этом тоже не так давно поставил в Большом мало пользующийся спросом балет «Ундина». Тем не менее наряду с новым названием в репертуаре театра сохранится и «Ундина».
Среди самых ожидаемых — весенняя премьера «Зимней сказки» известного британского хореографа Кристофера Уилдона; ее в Большой перенесут из Лондона, поскольку это спектакль английского Королевского балета. Надо заметить, что модный английский хореограф уже когда-то ставил, причем специально для Большого, балет с названием Misericordes («Милосердные»). Но хореография тогда получилась слишком абстрактной, и балет быстро исчез из репертуара. Теперь руководство театра предлагает нам балет апробированный, который в Лондоне пользуется неизменным успехом. Будем надеяться, что новая работа этого хореографа по мотивам одноименной пьесы Уильяма Шекспира ждет другая судьба.
Сенсация предстоящего балетного сезона — балет Мориса Бежара «Парижское веселье» на музыку Жака Оффенбаха. Он будет поставлен на Новой сцене Большого в паре с балетом Джорджа Баланчина «Симфония до мажор», уже шедшим на сцене театра, причем долгое время и с огромным успехом. Возвращению его в репертуар Большого можно только радоваться, но если Баланчин вошел в репертуар еще в 90-х годах прошлого века, то с балетами Бежара в России как-то не складывалось. При всем при том, что именно в нашей стране этого хореографа чуть ли не боготворили, а исполнение фрагмента из его «Бхакти» на первом международном конкурсе в Большом театре в 1969 году Франческой Зюмбо и Патрисом Бартом вызвало культурный шок и вошедшую в анналы истории громовую 40-минутную овацию.
Таким образом, хореограф, о планах постановок балетов которого говорилось еще с 70-х годов прошлого века, то есть сразу после первых триумфальных гастролей бежаровской труппы «Балет XX века» в СССР, впервые в истории русского балета будет представлен на отечественной сцене. Однако этот балет вызывает и больше всего споров. Дело в том, что «Парижское веселье» на сцене Большого уже шло в хореографии Леонида Мясина. Да и с этого ли надо начинать представлять российскому зрителю балеты гениального хореографа, еще при жизни ставшего классиком XX века? В его творчестве есть такие масштабные (что немаловажно для сцены Большого) балеты, как «Девятая симфония» на музыку Баха (о постановке этого балета разговоры ходили при Григоровиче, но так и остались разговорами), «Весна священная» или «Жар-птица» Игоря Стравинского (эти названия обсуждались при директорстве Владимира Васильева)… Однако так или иначе, с тем или другим балетом, Бежар на сцене Большого — уже большое достижение.
Впереди у Большого — гастроли в Лондоне. О них рассказал «МК» Махар Вазиев:
— Мы покажем балеты «Спартак», «Лебединое озеро», «Баядерку». «Нуреева» не повезем, хотя организаторы гастролей с английской стороны, как и мы, очень этого хотели. Но это требует больших финансовых ресурсов. Вывозить хор, балет, все это обслуживать — очень дорого.