Сергей Женовач в МХТ пойдет эволюционным путем

«Я хотел бы, чтобы наши актеры как можно больше реализовывались»

В тот день, когда Москва (а вместе с ней и страна) прощалась с Иосифом Кобзоном, главный драмтеатр страны — МХТ им. Чехова — открыл свой 121-й сезон. Вот так всегда: жизнь и смерть как сестры-неразлучницы. Тем более в МХТ своя чудовищная потеря, которую нельзя принять, — Дмитрий Брусникин.

«Я хотел бы, чтобы наши актеры как можно больше реализовывались»
Фото: Михаил Губерман.

Это первый сбор мхатовцев без Олега Табакова и первый для Сергея Женовача. Начинают без опоздания, артисты всех поколений за малым исключением на месте. Встают в память о прекрасном педагоге, режиссере, артисте, порядочном человеке Дмитрии Брусникине.

— Я предлагаю помолчать, — говорит Сергей Женовач.

После этого за 26 минут, что продолжается сбор, новый худрук театрального флагмана, застенчивый, краснеющий, не любящий микрофон и совсем неактерский, успевает поздравить актеров, получивших звания и благодарность Минкульта (Семчев, Дюжев, Агапов, Чекмазов, Зорина); тех, кто за лето отметил дни рождения и юбилеи (в том числе и костюмеров, и звуковиков); представить новобранцев труппы (шесть человек); свою старую команду — художника Александра Боровского и гения света Дамира Исмагилова; а также новую в команде Марину Андрейкину, ставшую заместителем худрука-директора.

Фото: Михаил Губерман.

Голос артиста Семчева с задних рядов: «Где можно подробнее ознакомиться с ее биографией?»

Но главное, Женовач объявляет то, чего все ждут больше всего — программу своих действий. Ее можно свести к простой формуле — «никакой революции, только эволюция».

— Чтобы не рубить сплеча, этот сезон мы живем все вместе. Оставляем спектакли, которые идут в репертуаре. Я говорил со всеми режиссерами, у всех есть мысли, предложения. За спектаклями, которые изжили себя, мы посмотрим, как они будут идти, и с какими-то будем прощаться. Потому что с новыми работами у нас сейчас получается 70 (!!!) спектаклей. Это вредно для театра и стресс для артиста, который играет роль раз в два месяца. Так что новые спектакли будут делаться, старые — поправляться. Наверное, сложно такой воз везти, поэтому будет такой эволюционный путь отсева.

Посмотреть 63 спектакля за 2,5 месяца лично я не смог. Посмотрел, может быть, 26–27: очень разные впечатления.

Фото: Михаил Губерман.

Голос артистки Нины Гуляевой с литерного ряда партера: «И остался жив?»

— Жив, — смеется Сергей Женовач. — Так что потихонечку, все сразу не сложится. И этот год будем стараться получать прежде всего радость от работы.

Дальше объявляются планы. 121-й сезон откроют два спектакля: на Малой сцене — старая, но хорошая «Дуэль» в постановке Антона Яковлева, а на Основной пойдет премьера Юрия Бутусова — «Человек из рыбы» по пьесе Аси Волошитной. В октябре на Основной же Дмитрий Крымов, перед выходными вдруг покинувший Школу драматического искусства, представит свою композицию по роману Толстого «Анна Каренина» — «Сережа». Русского классика режиссер укрепил двумя интереснейшими авторами — поэтом Львом Рубинштейном с «Вопросами» и Василием Гроссманом с его романом «Жизнь и судьба». На Малой сцене Марина Брусникина выпустит спектакль «Офелия боится воды» (пьеса Юлии Тупикиной), в котором, к радости театралов, будет занята великая актриса Наталья Тенякова, а также Игорь Золотовицкий, Дарья Юрская, Олег Тополянский, Наталья Рогожкина. У Брусникиной в этом сезоне меняется статус — теперь она возглавит режиссерскую лабораторию МХТ. Ну а перед Новым годом хореограф Алла Сигалова выведет на Основную сцену 60 артистов из молодежного состава труппы в своем спектакле «ХХ век. Бал».

Сам же Сергей Женовач как режиссер начнет работу во второй половине сезона. Он объявляет название, которое выбрал, — «Бег» Михаила Булгакова. Эту новость труппа встречает коллективным «О-о-о!» и аплодисментами, но кто будет занят в постановке, пока не объявляет. Также к репетициям приступит Виктор Крамер из Петербурга (идея Константина Хабенского) и молодой, но уже очень востребованный художник из Казани Айдар Заббаров. Вот, собственно, все планы. Остается несколько позиций, о которых и говорит Сергей Женовач.

Фото: Михаил Губерман.

О филиале на Андропова. «Он остается, строится, сейчас туда поедем, сделаем обход».

О Студии театрального искусства как о филиале МХТ. «Это процесс очень длительный, займет девять месяцев. Для меня очень важно, что это не слияние. Здесь — театр-легенда, а СТИ — это авторская история. Филиал будет существовать своей жизнью. Про планы студии я расскажу 4 сентября».

О помощниках. «У меня не будет помощников, мне столько не надо (в последние годы у Олега Павловича их было 12. — М.Р.). Вот заместитель — Марина Сергеевна Андрейкина — она помощник».

О финансовой проверке Министерства культуры. «Она будет, плановая, посмотрим, какие выводы она сделает».

О Константине Богомолове и его спектакле «Мушкетеры. Сага». «Он сам предложил сделать более мобильную версию».

О приглашенных актерах. «Их сейчас помимо труппы 70. Многие замечательные, но я хотел бы, чтобы наши актеры как можно больше реализовывались»

О театре вообще. «Это дом. Должна быть компания, и последнее слово должно быть за режиссером-художником. Если ориентироваться только на финансовую составляющую, то будет нехорошо. Театр это уже проходил не раз».

Фото: Михаил Губерман.

С приходом Сергея Женовача в МХТ (и это чувствуется) в театре изменилась атмосфера. Многие воспряли, хотят работать, ждут ролей. «Как будто распрямилась спина», — сказали мне артисты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27773 от 3 сентября 2018

Заголовок в газете: Женовач пойдет эволюционным путем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру