Эта дерзкая затея родилась в ГИТИСе, и, соответственно, ее представлял ректор Григорий Заславский. В компании с ним оказались режиссер, председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков и эксперт-аналитик, доцент РАНХиГС Олег Иванов, а также представители исследовательской компании «Киноэкспертиза» Надежда Астахова и Никита Большаков. Как выяснилось, «Лаборатория будущего театра» работает уже с марта и на данный момент у нее есть кое-какие итоги, например статистические.
— Особенно нас интересовали театры, не имеющие государственного финансирования, — рассказал собравшимся Олег Иванов. — Таким образом, мы решили организовать перепись всех театров, создать базу. И вот какие цифры мы получили: 1056 негосударственных театров из 1762 всего работающих на территории РФ, из них 384 с детским репертуаром. То есть имеющие детский репертуар как основной. Также очень важным для нас показалось то, что 309 театров, расположенных вне столичных центров, — это порядка 17,5%, 713 в Москве и Санкт-Петербурге, 740 в столицах регионов, 309 где-то еще.
Спикер подчеркнул важность подобной переписи для последующих шагов: «Мы очень надеемся, что также будут проведены какие-то реформы на уровне трансформации самой государственной системы статистического наблюдения».
Работа лаборатории делится на две части — исследовательская и творческая, вот за творчество ответит в ней Эдуард Бояков, хорошо известный многими большими проектами («Золотая маска», «Политеатр», театр «Практика») и изменчивостью политических взглядов. По его мнению, творческая работа будет вестись в нескольких направлениях, а заниматься поисками новых форм театра будущего станут резиденты: философ/искусствовед, сценограф/художник, режиссер, продюсер и драматург. На первом этапе лаборатория намерена собрать информацию обо всех существующих мировых программах, институтах и кафедрах, которые занимаются футурологией и статистическими исследованиями. На основе собранных данных будут проводиться креативные сессии и конференции.
— Каждый год мы будем завершать проведением фестиваля и выпуском альманаха, — сказал Бояков. — Он будет фиксировать результаты годовой работы лаборатории. Но глобальная академическая задача состоит в том, чтобы не просто создавать информационные поводы, но создавать смыслы и фиксировать их.
Смыслы пока не созданы, зато есть исследования, посвященные театральному зрителю: их представили Надежда Астахова и Никита Большаков. Согласно им самыми активными посетителями театров по-прежнему остаются женщины. Средний возраст — 39 лет, довольно большой процент аудитории составляют люди моложе 27 лет. Основная мотивация похода в театр — получение эмоций, а причина выбора конкретных постановок — сюжет спектакля, тематика, советы друзей и знакомых.