Как Майкл Джексон заставил мир ходить “лунной походкой”: поп-Королю 60

Почему 5-летний ребенок из Гэри стал самым популярным человеком на планете

Полмира до сих копирует поп-Короля - музыку и танцы, костюмы и жесты. Как из маленького афроамериканского мальчика вырос лучший артист всех времен и народов, покоривший все музыкальные Олимпы, поставивший десятки непревзойденных рекордов, заработавший самые крупные гонорары в индустрии? Как Майклу Джексону удалось добиться такой популярности? Почему любой человек на Земле находит в его песнях самого себя, но даже не знает, кто на самом деле - Майкл Джексон? В день Бриллиантового юбилея артиста поговорим о его творчестве, вкладе в музыкальную индустрию, и затронем самую важную для него тему - тему помощи простым людям.

Почему 5-летний ребенок из Гэри стал самым популярным человеком на планете
Фото из записи интервью Барбаре Уолтерс 1997 года

Майкл Джексон задал музыкальному миру пока что непосильную задачку - стать поп, рок и соул королем. Для этого нужно пройти всю его жизнь его же ногами, увидеть происходящее вокруг его глазами. Но если это мы можем сделать, прочитав множество книг о Майкле, прослушав десятки его интервью, то иметь горячее сердце Майкла под силу только ему.

Немного о детстве

Обычно рассказы о звездах начинаются так: простой парень из маленького городка, ничем не выделялся. Этот рассказ явно не про Майкла. Чернокожий мальчик из Гэри сразу после рождения заявил о том, что он не такой как все. Даже не такой как его 8 братьев и сестер. “Когда Майкл был маленьким, он много спал, но как только просыпался, орал так, что слышно было во всем квартале. Уже тогда было ясно, что у него сильный голос!”, - шутил его отец в своей книге.

Мама Кэтрин рассказала, что у них была старая стиральная машина, которая издавала необычные звуки. И один раз она застала Майкла танцующим под этот скрип. “Я уже тогда заметила, как у Майкла замечательно развито чувство ритма”.

Спустя всего лишь 8 лет Майкл Джексон стоял на сцене и выдавал фальцетом самые чувственные и трогающие за душу слова песен знаменитых музыкантов - Майкл вдохновлялся пением и танцами Джеймса Брауна и Фреда Астера, изучал Джеки Уилсона и Джина Келли, даже некоторые движения Чарли Чаплина можно заметить в его танцах. С песней “My girl” из мюзикла “Звуки музыки” братья Джексоны выиграли школьный конкурс, затем последовал еще ряд побед, пока мальчики под руководством папы Джо не добрались до Apollo Theatre, а потом и Chicago Theatre. Это выступление перевернуло жизнь семьи Джексонов: был подписан контракт с лейблом Motown. Пятерка мальчишек уже был знаменита, но настоящая популярность пришла к ним именно с этим лейблом.

Талант Майкла Джексона шлифовали лучшие из лучших с его 9 лет: в начале пути с ним рядом были музыкальные продюсеры Бобби Тейлор, Берри Горди, чуть позже Куинси Джонс, Брюс Свиден, певцы и авторы Стиви Уандер, Дайана Росс, Смоки Робинсон, братья Брайан и Эдвард Холланды, Сэм Браун III.

Сам Майкл писал песни с детства. Однако исполнять их не получалось из-за контракта с Motown - там была своя команда авторов и композиторов. Лишь единожды в 1971 году вышла композиция Walk On, написанная всеми братьями J5. После перехода на лейбл CBS парням “руки развязали”, и уже в 1976 году на альбоме The Jacksons вышла песня авторства Майкла Blues Away.

Майкл как губка впитывал, как он считал, все самое нужное и важное. С братьями J5 под чутким руководством Джозефа (зачастую с ремнем в руках) репетировали по несколько часов ежедневно, оттачивая свое мастерство. В будущем Джексону это воспитанное с детства упорство очень помогло. Танцоры, которые были заняты на его шоу, рассказывали, что Майкл репетировал всего один раз - на последней репетиции. Однако это не значит, что Джексону было этого достаточно. Винсент Патерсон - танцор и хореограф, работавший с Майклом более десяти лет, рассказывал, как они репетировали танцы для клипа Smooth Criminal: “Я придумал основное па, повторявшееся на протяжении всего танца. Майкл Джексон взял эту простенькую связку (она длилась не более четырех счетов восьмерки) и повторял ее в уголке перед зеркалом не менее четырех часов подряд, пока не отточил до такого совершенства, что когда он исполнял ее под музыку, она выглядела как импровизация. Именно так работает превосходный артист. И Майкл Джексон это умел”.

Вероятно, Джексон занимался хореографией один на один с зеркалом в своей домашней студии. Известна его крайняя стеснительность: в студии он любил записываться в полной темноте, а станцевать, например, “лунную походку” для кого-то сию минуту было для него настоящим преодолением. Майкл не считал себя такой звездой, как считали все вокруг: “Я не горделив и не считаю себя лучше, чем, скажем, сосед по ранчо”.

Вклад в музыку

Однако его влияние на всю мировую музыкальную индустрию неоценим: мы сейчас танцуем то, что он выдумал тогда, мы видим, как современные певцы используют наследие Майкла Джексона, адаптируя его стиль и ритмы.

Назовем несколько знаменитых поклонников Джексона, которые никогда не скрывали его влияния на свое творчество и даже копировали:

Бруно Марс, который во всем похож на Джексона - от внешности до танца: "Он установил очень высокую планку. Любой артист, в каком бы жанре он ни работал, должен стремиться стать Майклом Джексоном".

Ашер: “Я изучал его движения. <> Без влияния Майкла Джексона я бы не стал тем, кем являюсь сейчас”.

Джастин Темберлейк, который, как и Ашер успел поработать с Майклом, некоторые песни, вошедшие в альбомы Темберлейка, были написаны для Джексона.

Крис Браун: "Майкл Джексон - причина, по которой я стал заниматься музыкой", - сказал певец после смерти своего кумира.

Джейсон Деруло: "Майкл - мой главный источник вдохновения, я танцую и пою благодаря ему". Кстати он стал автором сингла "Colors", который был написан специально для ЧМ-2018. А в 2011 году у него вышел альбом под названием Future History, которое напоминает название альбома Майкла “History Past, Present and Future”.

Абель Тесфайе из The Weekend, которого СМИ прозвали “современным Майклом Джексоном” рассказывал, что перед концертами слушает записи поп-короля, Billie Jean и Off the Wall чаще других.

Так каким образом Майкл Джексон вошел в историю мировой музыки? В начале 80-х музыкальная индустрия, включая звукозаписывающие компании, была в упадке: закрывались даже магазины по продаже кассет. Ничего нового, кроме легендарных The Beatles. 30 ноября 1982 года альбом Thriller был запущен в продажу и расходился по миллиону экземпляров в неделю во всём мире. Таких продаж не ожидал никто… кроме самого Джексона, который ставил себе целью продать сотни миллионов копий своего альбома.

А после выхода на MTV клипов «Billie Jean» и «Beat It» были разрушены и расовые барьеры: Майкл Джексон - первый чернокожий исполнитель, попавший на “белое” телевидение и в ротацию радиостанций. Это привело к долгосрочному сотрудничеству как самого Джексона, так и многих других чернокожих артистов и помогло всей мировой музыкальной индустрии в целом спастись от краха.

Майкл Джексон первым стал снимать клипы с сюжетной линией: Billie Jean, Beat It, Black or white, минифильмы Thriller и Bad переполошили и киношников. Другие исполнители стали перенимать этот опыт, музыкальные каналы были этому несказанно рады.

Майкл всегда смешивал стили и направления в музыке, не боясь экспериментов. В одной песне можно найти и классическую композицию, и R&B-биты. Многослойными треками никого не удивишь, но Майкл Джексон, сводя по 50-75 дорожек, своим голосом мог воспроизвести любой музыкальный инструмент. И не только. Например в Stranger in Moscow звук дождя озвучен самим Майклом: стуком пальцами по столу, голосом, возможно, как-то еще он воспроизвел звук нескольких упавших капель, и путем сведения получился тот шум дождя, который мы слышим. В балладе Earth Song мы слышим хор, но на самом деле - это “много Майклов”, исполнивших каждый свою партию. Таким перфекционистом он был.

Во всех альбомах Джексон использовал новые технологии. Это хорошо описано в книге Джозефа Вогеля. Например, об альбоме Invincible он писал: “Для Джексона проблема состояла в том, чтобы уравновесить свое желание быть новатором (в технологическом и звуковом плане) и богатством опыта и знаний о звукозаписи, полученных от таких людей как Куинси Джонс и Брюс Свиден”.

“Танцуя мечту”, Майкл стал педагогом и хореографом на долгие десятилетия. Смешивая различные стили не только в музыке, но и танце (в одном только Black or white Майкл танцует и индийский танец, и украинский гопак) он привносил частичку своего неповторимого стиля. Ту же знаменитую “лунную походку” исполнял еще Билл Бейли в 50-х, потом Джеффри Дэниел из группы Shalamar, с которым Майкл подружился и сделал несколько совместных проектов. Однако презентовать это движение как “лунную походку” смог только Майкл, добавив к backslide (движение имитирующее ход по двигающейся в противоположную сторону поверхности) движение рукой и плечом.

О вкладе в музыку красноречиво говорят цитаты многих к ней причастных и непричастных к миру музыки. Приведем несколько цитат.

Актер Уэсли Снайпс: “Люди хотели переехать в Америку из-за Майкла Джексона. Промышленность изменилась, музыкальная индустрия изменилась из-за Майкла Джексона”

Певец, актер Джастин Тимберлейк: « Мир потерял гения, посла не только поп-музыки, но и всей музыки Он был источником вдохновения для нескольких поколений, и я всегда буду дорожить моментами, которые провел с ним на сцене, и всем тем, что я узнал о музыке от него»

Актриса, режиссер Анджелина Джоли: «Давайте на чистоту… Майкл лучший в своём деле. Кто с этим поспорит? Только бестолковый человек. Майкл побил все рекорды в музыке, которые только возможно… Он гениален в своём деле, и лучше Майкла пока еще нет.

Много о благотворительности

В январе 1985 года Майкл в соавторстве с Лайонелом Ричи написал песню «We Are The World». Исполнили эту композицию, написанную за ночь, самые известные певцы тех лет, в том числе Кенни Роджерс, Тина Тернер, Дайана Росс, Боб Дилан, Рэй Чарльз - в общей сложности 45 человек, а съемка процесса записи стала основой для одноименного клипа. Этот призыв к помощи голодающим африканским детям собрал 63 миллиона долларов. «We Are the World» стал первым мультиплатиновым и самым быстро продаваемым синглом в истории популярной музыки США.

Самый известный благотворительный проект Майкла Джексона - фонд «Heal the World Foundation», который певец презентовал в 1992 году. Фонд занимался помощью обездоленным детям, талантливым детям, помогал странам, пострадавшим от стихийных бедствий. Песня Heal The World, давшая название благотворительному фонду, вышла в том же году на пластинке Dangerous и отдельно синглом.

На гала-вечере, посвященном инаугурации президента Билла Клинтона в 1993 году перед новым главой государства и многотысячным залом Майкл не мог петь никакие другие песни кроме тех, что посвящены детям и спасению мира. Он исполнил Gone Too Soon, после которой зал встал, и Heal The World, во время которой, по традиции, на сцену вышли дети.

Однако самым масштабным был проект “Неверлэнд”. Это ранчо, которое Майкл приобрел в 1988 году, построил там настоящий парк аттракционов, зоопарк, станции для паровозиков, которые перемещали посетителей по огромной площади поместья в 2800 акров. Сюда регулярно целыми автобусами привозили больных детей, детей из малообеспеченных семей. Для них все было адаптировано, вплоть до кинотеатра, где были поставлены обычные кресла для всех и больничные кровати для тяжелобольных детей. Здесь дети могли забыть про свои взрослые проблемы, наесться вдоволь сахарных конфет и мороженого, покататься на американских горках, карусели, паровозике. Майкл не всегда лично принимал гостей, но у него был очень хорошо подготовленный персонал, который помогал посетителям во всем. К сожалению, после событий 2005 года Джексон попрощался со своей сказочной страной, сейчас поместье выставлено на продажу.

Это лишь самые известные примеры филантропии Майкла Джексона. В 2000 году поп-Король вошел в книгу Рекордов Гиннесса как «поп-звезда, ведущая наиболее широкую благотворительную деятельность» - он одновременно поддерживал 39 благотворительных проектов и организаций.

***

Майкл Джексон подарил свою душу миру, не продав ее дьяволу, хотя имел для этого все возможности. Он отдал сердце поклонникам, заставив даже тех, кто родился после его смерти полюбить его навсегда.

Миллионы фанатов сегодня зажгут свечи, тысячи музыкантов вспомнят о нем в своих инстаграмах, по всему миру пройдут памятные мероприятия.

Актер Уэсли Снайпс сказал: “Это — подарок всем нам и вы знаете, чем я обеспокоен — Господь может не послать другого Майкла Джексона, потому что возможно мы не проявляли должную заботу о нем”

Сам поп-Король всегда считал, что артист жив тогда, когда поют его песни и слушают его музыку.

Читайте материал о том, как отпразднуют 60-летие Майкла Джексона в России: круче, чем в США

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру