1 сентября во внеконкурсной программе «Нон-фикшн» состоится официальная премьера полуторачасовой документальной картины «Aquarela» выдающегося российского документалиста Виктора Косаковского. В ее производстве принимали участие Великобритания и Германия, но не Россия, что характеризует состояние умов в отечественном кино и свидетельствует об отсутствии дальновидности. Полнометражные неигровые фильмы, если они не на патриотическую тему, Минкульту, судя по всему, не очень-то и нужны. Документальное кино как искусство не рассматривается. Куда проще подгонять его под телеформат. С этой чудовищной ситуацией все давно смирились. В то время как в мире полнометражные неигровые картины имеют спрос и изначально снимаются в расчете на большой экран.
Больее трех лет продолжалась работа над «Aquarela». Ее главной героиней стала вода, запечатленная во всех ипостасях, не люди, хотя они присутствуют на экране. При этом нет никакого закадрового текста, лишь реплики на разных языках.
Съемки проходили на Байкале, у самого высокого водопада в мире Анхель в Венесуэле, в Майами, Индии, Атлантике, где в 2017 году бушевал ураган «Ирма». В июне 2016 года Американская киноакадемия предложила Виктору Косаковскому вступить в свои ряды, притом что он не был в числе номинантов, как Андрей Звягинцев или Константин Бронзит. Тогда обозреватель «МК» решила поздравить своего давнего друга. Найти его удалось на айсберге в открытом океане у берегов Гренландии. Виктор там как раз снимал «Aquarela». Связи почти не было. Вот и сейчас он день и ночь снимает в Испании, и времени на разговоры нет.
Ожидается, что «Aquarela» станет прорывом в плане кинотехнологий. По словам режиссера, который до премьеры лаконично комментирует события, на момент съемок не было проекторов, которые могли бы показать кино с проекцией 96 кадров в секунду. Пришлось модернизировать имевшуюся технику. И теперь нам обещают такое кино, после которого мы уже не сможем смотреть привычное изображение.
Виктор Косаковский когда-то начинал на «Ленфильме» разнорабочим, потом стал ассистентом режиссера и оператора, работал монтажером на Ленинградской студии документальных фильмов. Снимает он редко, хотя замыслов много. Случается, что его фильмы выходят один раз в пять-семь лет. Он снял 16 картин: «Беловы», «Павел и Ляля. Иерусалимский романс», «Среда, 19.07.1961», «Тише!», «Свято»… На них уходило по нескольку лет жизни, и показаны они были по всему миру. Даже короткометражная «Ветрянка» сделана в 2015 году на норвежские деньги, хотя и на русском языке. Началось все с того, что Виктору позвонила продюсер из Норвегии и спросила: не хочешь ли снять фильм для детей? Вот и в случае с «Aquarela» к нему обратились британские продюсеры и предложили сделать картину о воде. Из госбюджета Косаковский денег не получал лет двадцать. Чаще работает сам по себе или с западными продюсерами. «Тише!» снимал из окна своей квартиры не потому, что хотел кого-то удивить. Просто не было денег. Предлагали в тот момент их на другое, что для Косаковского было неприемлемо. Как-то поинтересовалась теперь уже у экс-главы департамента кинематографии Вячеслава Тельнова, почему, собственно, не финансируются фильмы Косаковского. Ответ был таков: «Но он же не приходит, не просит. Пусть зайдет. Проблем не будет». Как рассказал нам Виктор, в последний раз ему дали денег на «Павла и Лялю» в 1999 году, и то потому, что другой режиссер получил деньги, но не смог сделать свой фильм. Предыдущую полнометражную большую картину «Да здравствуют антиподы!» Косаковский снимал по всему миру при участии 11 стран. Она стала вторым фильмом открытия Венецианского кинофестиваля 2011 года, чего прежде не было. Именно в тот момент, когда он снимал один из его эпизодов на Байкале, зародилась идея новой картины. Стоило героине-девочке сказать матери о том, что она хотела бы стать в следующей жизни водой. И вот везение: продюсеры из Великобритании предложили снять картину о воде.
Много лет Косаковский мечтает снять фильм «Град Петров» о родном Санкт-Петербурге в 3D, но никто не горит у нас желанием его поддержать. Уже в связи с этим проектом Виктор говорил о суперизображении и необходимости проектора, воспроизводящего не привычные 24 кадра в секунду, а 120. Теперь он достиг отметки 96. Благодаря оптической иллюзии зритель увидит воду словно бы с высоты, из космоса, хотя снята она с близкого расстояния. Продюсеры создали завесу секретности вокруг фильма, чтобы стать пионерами новой технологии.
В программе «Нон-фикшн» также участвуют: «Письмо другу в Газе» израильского режиссера Амоса Гитая, монтажный фильм «Процесс» о сталинских репрессиях живущего в Берлине Сергея Лозницы, «Твое лицо» гонконгского гения Цай Минляна, «Летние посетители» франко-итальянского режиссера Валерии Бруни-Тедески, новый фильм нашего сербского друга Эмира Кустурицы с труднопереводимым названием, включающим слова о вечной жизни.