Александр Митта стал членом жюри кинофестиваля «Будем жить!»

Знаменитый режиссер раздает свои книжки в детских садах

24 августа открывается VII кинофестиваль «Будем жить!». В состав его жюри под руководством ректора ВГИКа Владимира Малышева вошел классик советского и российского кино Александр Митта, снявший фильмы «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий», «Экипаж», «Шагал–Малевич».

Знаменитый режиссер раздает свои книжки в детских садах

На его мастер-классах аудитории забиты, так что приходится сидеть на полу. Митта не впадает в воспоминания — в отличие от своих коллег, хотя есть что вспомнить, — зато дает самое необходимое: технологию, ремесло, без которых ни сценария не написать, ни фильма не сделать. О том, что происходит в современном кино, Александр Митта рассказал «МК» накануне фестиваля, на котором будет показана большая программа фильмов молодых кинематографистов, их первые пробы.

— На наших глазах технические сложности превращаются в достоинства гаджетов. Это раньше требовались аппаратура, деньги, знания, чтобы произвести съемки. Все большее количество людей могут снять картину про себя и своих друзей. Только надо, чтобы зрители ее смотрели, чтобы были в ней смысл и важная тема. Я набираю людей на краткосрочные курсы, куда бы они могли приходить после работы, чтобы потом снять свой первый фильм. Учу их тому, как с минимальными затратами можно установить прочный контакт со зрителями, заставить волноваться и переживать.

— Не устаете постоянно общаться с новыми людьми, тратить на них силы?

— Не устаю, но определяю круг тех, с кем можно обмениваться знаниями. Сейчас важно научить делать кино из ничего, с минимальными техническими затратами, на той технике, которая есть, но так, чтобы фантазия была не ограничена.

— Доступность кино, то, что любой человек может его снимать, имеет и обратную сторону?

— Да, очень многие пытаются это делать, но ничего у них не получается. Поэтому я свел преподавание к многовековым основам драматического искусства, тому, как древние греки делали трагедию, как Шекспир и Чехов сочиняли свои драмы и комедии. Их принципы в упрощенном виде мы и пытаемся объяснить ребятам, чтобы они могли конструировать собственные истории. Драма отличается от прозы тем, что мы идем через событие, через конфликт. И этот путь — самый продуктивный. Он помогает людям не хаос жизни укладывать в свой первый фильм, а тему, идею, сверхзадачу. Моя цель — свести жизненный опыт молодых режиссеров с основами ремесла.

— Сильно изменилась молодежь, приходящая к вам?

— Народ стал более грамотный, разнообразный. У людей появляется больше творческих шансов что-то сделать. Но по-прежнему у каждой картины трудный контакт со зрителем.

— Почему вы соглашаетесь работать в жюри, тратите свое бесценное время?

— Вижу, как растет интерес к фестивалю «Будем жить!». В его программе собирается много любопытного со всей страны. Реальность такова, что на международных киносмотрах наши картины имеют больший успех, чем на отечественных. А на «Будем жить!» пытаются эту ситуацию исправить. Мне важно увидеть новое, не быть выключенным из жизни. Я всегда получаю гораздо больше, чем могу дать, вижу реальный мир, что за люди вокруг…

Времени осталось мало, а недоделанного — много. Стараюсь сконцентрироваться на важном. Пишу книгу о том, как правильно организовать контакт со зрителями и как родителям и детям общаться через кино. Моя жена — известный художник, основоположница направления «от игрушки к книге». Она всегда была за объемную книжку-раскладушку, которая стимулирует интерес ребенка к книге. Раньше это становилось частью хорошего воспитания. А теперь никто не думает о том, чтобы ребенка приохотить к чтению, как детей с ограниченными возможностями связать с книгой… Мы получили небольшой грант и превратили его в две книжки, которые раздаем в детских садах.

— Так это — пособие?

— Альбом, позволяющий детям вырезать и собирать объемные фигуры. Все самоделки основаны на клее, а как больной ребенок может склеивать? Когда он лежит в постели три-четыре месяца, его одолевает тоска, и он с удовольствием при помощи ножниц и альбома выстраивает мир вокруг себя. А мы ему помогаем. Но проблема в том, что сделать-то все можно, а вот распихать потом по нужным местам трудно. Мы же не продаем свои альбомы, а раздаем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27765 от 24 августа 2018

Заголовок в газете: Как сделать кино из ничего

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру