Итак, совет премии намерен сократить трансляцию до трех часов. Жертвой станут наименее популярные категории. Но кто возьмется определить их список? Такая мера наверняка вызовет скандал. Объявлено о введении новой номинации «Лучший популярный фильм», что предполагает, что все другие — не популярны. Так что теперь получат по заслугам блокбастеры, боевики и прочие фэнтези. Злые языки предлагают ввести и другие категории, вроде «Лучшей киновселенной» и проводить подсчет голосов в торговых центрах, опасаются возвращения давних времен, когда все ключевые позиции занимали «Титаник» и «Форрест Гамп». Они считают, что все это снизит уровень борьбы, а саму церемонию уподобит чему-то вроде зрелищ MTV. Есть опасность, что успехи в прокате затмят такую категорию, как качество фильма, что, собственно, происходит у нас. Вся политика в области кино заточена на кассовый успех, и в числе лучших чиновники Минкульта во главе с министром рассматривают продукт, имеющий наивысшие кассовые показатели.
Мы поговорили с культурологом Кириллом Разлоговым.
— Кинопроцесс распался на два потока. Один — артхаусный, второй — зрительский. В американской киноакадемии исходят из того, что первый представлен на «Оскаре» убедительно, а другой — не вполне. И они тут не первые. Уже на нескольких фестивалях сделана подобная градация — популярные жанры и фильмы вынесены в отдельную категорию. Надо же оценивать качество чемпионов проката.
— Но разве, говоря о голливудском кино, мы априори не предполагаем его кассовый потенциал?
— Это мы так считаем, а американские киноакадемики — нет, потому что они всегда отдают предпочтение картинам не столько кассовым, сколько поисковым. А кассовые фильмы получают второстепенные «Оскары» за лучшие спецэффекты, технические достижения, лучшую песню. Главные награды проходили мимо, за редким исключением. «Властелин колец» с третьего захода получил главного «Оскара». Самые звучные в этом плане картины оставались и остаются на задворках, что считалось долгое время закономерным, поскольку таким образом восстанавливалась справедливость в отношении артхаусного кино. Теперь это представление сменило фазу и направление.
— Как бы вы определили понятие «популярный фильм»?
— Все очень просто. Это картина, собравшая энное количество миллионов долларов. Наверняка руководство киноакадемии будет составлять номинацию из десяти картин, ставших чемпионами проката, а потом уже академики проголосуют за их художественные качества.