«Манеж» превратился в город творчества без границ

Большой в борще

Сотворить своими руками шедевр из палки, ощутить на себе состояние психоза, исповедаться или умереть как самурай. Все это можно сделать в «Манеже» на смотре современного искусства «Здесь и сейчас!», который собрал воедино более 50 арт-проектов, представленных в разных местах столицы за последний год, и стер между ними границы. «МК» убедился: оказавшись в этом городе искусства, нельзя остаться в стороне, каждая работа включает зрителя в арт-процесс.

Большой в борще
Тайна вечеря из палки.

Смотр «Здесь и сейчас!», созданный по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина после встречи с молодыми художниками (в рекордные сроки — за 2,5 месяца), занял все пространство выставочного зала. Три основных принципа выставки — междисциплинарность, актуальность и сайт-специфичность (искусство, созданное под конкретное пространство, с учетом его особенностей и назначения) — соблюдаются «от и до». Так что иной раз не понять, где заканчивается одна история и начинается другая. И чтобы разобраться, нужно заглянуть в специально выпущенный путеводитель-газету, в электронное приложение или спросить у медиаторов, которые стоят в каждой арт-зоне.

Это можно ощутить уже на входе в «Манеж». Зрителей встречает инсталляция «Homo virtualis» группы Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), которая была представлена перед зданием ГМИИ им. Пушкина год назад. Работу художников — фигуры, застывшие в проходе, — можно увидеть только с помощью приложения, то есть они существуют исключительно в виртуальном мире, где сегодня так много времени проводит любой обладатель гаджета. Посетители, недолго думая, начинают контактировать с виртуальными скульптурами, делать селфи, пытаться дотронуться до неосязаемого.

Проект «Психоз», где каждый может почувствовать себя сумасшедшим.

Куратор арт-смотра «Здесь и сейчас!» Катя Бочавар уверена, что сейчас искусство переживает период трансформации: «Из привычного для нас объективного состояния оно переходит в новое, коммуникативное; иначе говоря, становится языком». И каждый объект на выставке побуждает зрителя говорить на языке искусства. И не только говорить — делать, слушать, чувствовать, думать. Вот, например, проект студентов-сценографов мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича «Театр начинается с палки». Здесь каждый может сделать собственное произведение, взяв за основу брусок. Для этого есть все необходимое: краски, кисти, скотч, клей, пластилин, самые неожиданные предметы — от игрушечной утки до старинного метронома, которые можно вписать в инсталляцию. Мастерская становится продолжением готовых работ сценографов: галереи палок-скульптур (в виде Тайной вечери или свечи) и оригинальных арт-объектов и инсталляций. Самый «вкусный» объект — свежесваренный борщ в тазу, из него вырастают ложи Большого театра, а над супом нависает театральная люстра. Самый ироничный — инсталляция-стол со вкусностями, так и хочется утащить конфетку.

Борщевой театр.

Подойдя к столу, очарованный сладостями посетитель буквально прилипает к полу, так же как мухи к липкой ленте, расположенной над яствами. Целая серия объектов выполнена в виде аквариумов, где вместо привычного фона из водорослей — стройка или ванная комната. Рыбки становятся главными действующими лицами в статичной обстановке и двигаются будто в такт музыке из оперы «Король Артур».

  Не менее интерактивное пространство у ГИТИСа: в центре небольшая сцена, где постоянно что-то происходит — от импровизаций до театральных игр. Одна из них — самурай: упражнение на внимательность, реакцию и коммуникабельность. Каждый желающий может встать в круг и начать рубить остальных воображаемым мечом, конечно, по определенным правилам. В таком же открытом для публики формате театральной мастерской проходила и выставка-перформанс «ДНК театра» к 140-летию ГИТИСа в ММОМА в начале этого года.

Театр начинается с палки: каждый желающий может сделать арт-объект своими руками из бруска.

Театральные игры — это цветочки по сравнению с возможностью пережить настоящий психоз. Чтобы увидеть мир глазами сумасшедшего, нужно сесть в каталку и надеть VRочки. Жуткая визуализация воспаленного сознания (…кровь, черный снег, психоделические насекомые...) — дело рук знаменитой арт-группы AES+F и режиссера Александра Зельдовича. Отправной точкой стал спектакль по пьесе Сары Кейн «4.48 Психоз», поставленный в Электротеатре «Станиславский» в 2016 году. В 2018-м он перерос в самостоятельное произведение искусства, которое в полном объеме сейчас демонстрируется в Центре современного искусства МАРС.

  «Исповедальня» — еще один проект, требующий непосредственного участия. Автор инсталляции, которая показывалась на недавней Московской международной биеннале молодого искусства, студентка Высшей школы экономики Любовь Донкова предлагает зайти в «черный куб» и рассказать нечто сокровенное. Ответом на исповедь станет какофония из трех голосов, которые наперебой начнут давать советы. Резюме очевидно: думай своей головой.

  Центральной точкой смотра стал зал под номером 13, названный «Атлас ВМаяковский», где собраны воедино все проекты. Перед зрителем стол, на котором находятся элементы с каждой выставки-участника. От всех предметов протянутся красные нити, они проходят через черный куб и стремятся к стене зала, где висят пустые рамы. Каждый день вместо традиционной картинной рамы будет возникать концептуальный коллаж, связанный с представленным проектом. В день открытия появилась визуализация кураторского проекта Марины Звягинцевой «ARTерия», который изменил пространство одной из московских больниц. В «Манеже» об «ARTерии» рассказывают дети, которые находились на лечении в медучреждении, их можно послушать, лежа на гигантской больничной койке. Однако в зале №13 коллаж не пересказывает проект Звягинцевой, а дает неожиданный ряд ссылок — от репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» до плаката Маяковского «Лучших сосок не было и нет». Перед нами знаковые произведения, которые стали прорывом в искусстве своего времени. Не случайно в тотальной инсталляции-коллаже ключевой становится фигура Маяковского, основателя объединения ЛЕФ («Левый фронт искусств»), которое сто лет назад заявило, что искусство должно быть междисциплинарным, и утверждало неразрывность искусства и обыденной жизни. В ХХI веке футуризм (искусство будущего) стало реальностью.

Марина Звягинцева и инсталляция, посвящённая ее кураторскому проекту «ARTтерия».

  Проект «Здесь и сейчас!» будет меняться и дополняться каждый день. Искусство — это живой организм, и смотр станет наглядным отражением процессов в современной культуре. Наблюдать и участвовать в этой трансформации можно свободно — вход на выставку, которая продлится до 20 августа, бесплатный.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27749 от 6 августа 2018

Заголовок в газете: Большой в борще

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру