16 января 1913 года картина пострадала от трех ударов ножом, которые нанес иконописец Абрам Балашов, после чего лица изображенных художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. В издании Волошин пытается оправдать Балашова, доказывая, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы» и что именно ее содержание и художественная форма вызвали агрессию против нее. «Не Репин — жертва Балашова, а Балашов — жертва репинской картины! — восклицал поэт. Ей не место в национальной картинной галерее! Третьяковка поступила бы благоразумно, если бы пожертвовала ее в большой паноптикум!.. В отдельную комнату с надписью: «Вход только для взрослых!». Именно это издание, а также много других редких книг, автографов, графики и живописи и фарфора реализуют 19 июня на торгах аукционного дома «Город муз», сотрудничающего с Национальным союзом библиофилов.
Репин и вандализм стали главными темами московского аукциона
На торгах аукционного дома «Город муз» реализуют редкие книги, автографы, графику, живопись и фарфор
В 1913 году в домашнем издательстве Сергея Эфрона и Марины Цветаевой «Оле-Лукойе» вышел сборник очерков Максимилиана Волошина «О Репине», в котором он подробно разбирает причины, приведшие к порче картины Ильи Репина «Иоанн Грозный и его сын» душевнобольным Балашовым.