Светлана Крючкова теперь выступает вместе с сыном

«12 лет назад я ему сказала: «Одна зал не потяну»

В Гатчине завершается XXIV Российский кинофестиваль «Литература и кино». Жюри под руководством кинорежиссера Вадима Абдрашитова совсем скоро подведет итоги, отсмотрев игровые и документальные фильмы о Пушкине, Бродском, Довлатове, Шпаликове, поэтах Кавказа, экранизации произведений Чехова, Бунина, Куприна, Яблонской и Сигарева.

«12 лет назад я ему сказала: «Одна зал не потяну»
Светлана Крючкова оставляет автограф на столе для почетных гостей.

Президентом фестиваля многие годы был писатель Даниил Гранин. Потом его на год сменила Светлана Крючкова. Теперь она участвовала в вечере, посвященном 95-летию со дня рождения композитора Исаака Шварца, написавшего музыку к «Балтийскому небу» Венгерова по роману Чуковского, «Братьям Карамазовым» Пырьева по Достоевскому, «Станционному смотрителю» Соловьева по Пушкину, «Соломенной шляпке» недавно ушедшего Леонида Квинихидзе по водевилям Лабиша и Марк-Мишеля.

Шварц жил недалеко от Гатчины, в Сиверской, постоянно приезжал на фестиваль. Теперь его супруга Антонина организовала в их доме музей. Она тоже приехала на концерт, который организовал пианист Алексей Гориболь. Крючкова исполнила песни из «Рабочего поселка» на стихи Геннадия Шпаликова, романс из «Звезды пленительного счастья» Мотыля, напомнила о музыке Шварца из «Белого солнца пустыни» на стихи Окуджавы - «Ваше благородие, госпожа удача». «Это же не поп-музыка. Она непростая. Но как люди ее слушают!» – говорит актриса. Выступает она с сыном – гитаристом Александром Крючковым и молодым баянистом Сергеем Годоваловым.

Светлана Крючкова. Литературный уголок.

А началось все в 2006 году, когда Саша только начал учиться игре на гитаре. «Он вынужден был мне помогать. 12 лет назад я ему сказала: «Одна зал не потяну» - вспоминает актриса. – Сын выбрал музыку, которая ложилась под те или иные стихи. Когда мы начали готовиться к вечеру композитора Андрея Петрова, позвонила его дочь Оля и попросила исполнить песню из «Старых кляч» не только под гитару, но и баян. Так, как это было в фильме Рязанова. Но откуда у меня баян? Саша пригласил Сережу Годовалова. И теперь мы очень хорошо друг друга чувствуем. Теперь Саша учится в консерватории в Брюсселе. Он - инструменталист, гитарист, закончил на отлично бакалавриат. Сейчас учится в магистратуре. Когда его нет, со мной выступает его товарищ. А когда сын приезжает на каникулы, мы выступали с двумя гитарами. Недавно я даже взяла в руки маракасы и тамбурин. Мы сделали программу к 80-летию со дня рождения Геннадия Шпаликова - 10 песен и живая музыка. Все знают «А я иду, шагаю по Москве», а кто написал – нет. Не знают, что строки «Людей теряют только раз» и «Никогда не возвращайся в прежние места» тоже принадлежат Шпаликову. А сколько хулиганского он написал! Глубокий, интереснейший человек. Стараюсь петь под живую музыку, все фонограммы убрала. У меня 22 июня – день рождения, а 23-го – у Анны Ахматовой. Накануне дадим в Петербурге «деньрожденческий» концерт. В 2018 году много юбиляров. Исполняется 140 лет Раисе Адамовне Кудашевой, написавшей стихи «В лесу родилась ёлочка». Готовим «Невест Козьмы Пруткова», которому будет 215. Много выступаем не только здесь, но и в других странах». В кино Крючкова не снимается, отказывается от предложений, говорит, что такой плевок в вечность ей не нужен: «Мне предложили сценарий, целиком состоящий из мата. Зачем мне это надо? Я занимаюсь русской поэзией. У меня серьезные поэтические программы. Надо помогать людям, чтобы они не забывали свою культуру».

Тут Крючкова начинает задорно читать Маршака: «Кто стучится в дверь ко мне/ С толстой сумкой на ремне…Это он,/ это он, /Ленинградский почтальон». Она записала Чуковского, Маршака, Хармса, Агнию Барто своим маленьким внукам – детям старшего сына Дмитрия, давно живущего во Франции. «Они по-русски говорят, - рассказывает Светлана Крючкова. – Внучка еще маленькая, но разговаривает по-русски и по-французски. А мальчик много стихов на русском языке знает. Ему почти семь лет было, когда он приехал в Россию. Это было в феврале. Мы пришли в Лицей, где он увидел портреты и сказал: «Это - Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер». Все, кто слышал, чуть не упал. Сегодня и русские дети ничего этого не знают. Ими же няньки занимаются, а должны мамы и папы. Мой внук хорошо говорит по-русски, а все потому что слушает русскую литературу. И девочка будет такая же. Мой младший сын Саша – их любимый дядя. Они друг друга обожают».

Светлана Крючкова с сыном Александром.

Александр Крючков рассказал «МК», что сам выбрал Брюссель и не ошибся. Его мастер – англичанка. И на курсе – ребята не только из Европы, со всего мира. Это расширяет возможности. Да и система обучения отличается от российской. Открываются большие возможности для дальнейшей реализации. Уже сейчас у него есть интересные предложения.

На вечере выступал композитор и член жюри Евгений Дога, хорошо знавший Исаака Шварца. Накануне он сам сел за рояль и исполнил свои знаменитые произведения. Дога написал музыку более, чем к 200 картинам. Его вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» по «Драме на охоте» Чехова входит в музыкальный топ из 200 произведений, наряду с Вивальди. «В последние годы я не пишу для кино, - рассказал нам Евгений Дога. – Пишу романсы, инструментальную музыку. Столько еще не сделано в академическом жанре! Современная музыка в кино – с запахом шашлыка. Она поверхностная».

Евгений Дога. Прогулка по Гатчинскому парку. Фото: Борис Кремер.

Дога – чудак. Увидел изуродованный рисунками подъезд – повесил объявление, пригласив желающих заниматься музыкой у себя дома. Лишь бы стены не портили. Очередь выстроилась из их родителей. «Когда я заканчивал консерваторию в первый раз по классу виолончели, у меня парализовало левую руку. Она висела и до сих пор «хромает». Потом сломал правую руку, наверное, для равновесия. Когда уже я перестану мучить фортепиано? Я занимаюсь еще всякой ерундой. Написал шесть книг, две из них для детей. Одна – про кота Амура. Ее издали в Бухаресте. В Румынии меня любят, выпустили на дисках целое собрание моей музыки. Вторая книжка - про собачку Джой. Пишу про своих домашних животных. Вот у кого можно учиться по-настоящему любить» - рассказал Евгений Дога. А вот друзей у него нет: «Сегодня это кто? С кем ты пошел пиво пить или постучать в нарды. У меня на это времени нет. Мы даже с режиссером Эмилем Лотяну не были друзьями, вместе занимались только творчеством. Пиво не пили».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27666 от 19 апреля 2018

Заголовок в газете: Старые клячи и елочка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру