Мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна лишился жилплощади

Автору фильма «Броненосец «Потемкин» предпочли других жильцов, имена которых пока неизвестны

Мемориальный кабинет выдающегося советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна прекратил свое существование в центре Москвы. Кого-то в очередной раз сгубил квартирный вопрос. Теперь там голые стены, экспозиция демонтирована и отправлена в бывший павильон водного хозяйства, некогда работавший на знаменитой выставке достижений народного хозяйства. Кто займет освободившиеся площади, пока неизвестно.

Автору фильма «Броненосец «Потемкин» предпочли других жильцов, имена которых пока неизвестны
Мемориальный кабинет на Смоленской. Фото: архив Мемориального кабинета

Организован научно-мемориальный кабинет был правлением Союза кинематографистов СССР после смерти вдовы режиссера Перы Аташевой. Она завещала государству все унаследованное ей имущество. Мемориальный кабинет существовал в ее двухкомнатной квартире на Смоленской улице, дом 10, с сентября 1965 года. Богатый архив рукописей, фотографий, рисунков и документов был передан в Центральный госархив литературы и искусства. А библиотека Эйзенштейна, насчитывающая пять тысяч изданий на пяти языках с автографами великого режиссера, его вещи хранились на Смоленской.

Европейская киноакадемия в 2015 году присвоила кабинету на Смоленской статус «сокровища европейского кино» наряду с домами братьев Люмьер в Лионе, Ингмара Бергмана на острове Фарё, Тонино Гуэрры в Пенабилли, Потемкинской лестницей в Одессе. Выдающиеся режиссеры от Джармена до Гринуэя, приезжая в Москву, непременно шли на Смоленскую. Но пока культурный мир молится на Эйзенштейна, постоянно организовывая его ретроспективы, изучая покадрово «Броненосец «Потемкин» и «Ивана Грозного», места, связанные с киногением, искореняются. Мосфильмовский дом на Потылихе, где он жил с 1935 по 1948 год, снесен в 1950‑х. Коммуналка на Чистопрудном бульваре, где Эйзенштейн жил в 1920‑е годы, продана коммерческому банку. Ходатайства комиссии по наследию Эйзенштейна по ее расселению и созданию там музея не увенчались успехом. Оставалась Смоленка, входившая в состав Центрального музея кино с 1989 года.

Теперь экспонаты разместят в небольшом помещении. Выставить их в полном объеме не удастся. Никита Михалков все не может выйти из состояния войны. Любое упоминание о разоренном им Музее кино во главе с Наумом Клейманом вызывает раздражение. На недавнем съезде кинематографистов он опять ругал зарубежных кинематографистов, мировые фестивали, вручающие Клейману награды. А он-то предлагал ему переехать с музеем на киностудию Горького, но Клейману, видишь ли, было далеко. Сергею Герасимову и другим мастерам было недалеко ездить на киностудию, а Клейману далеко. Теперь сослан и Эйзенштейн туда, где с трудом обживается новый музей кино, оторванный от культурного контекста.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27644 от 24 марта 2018

Заголовок в газете: Эйзенштейна выселили

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру