Конкурс в этой номинации тоже второй по счету, поскольку раньше конкурсов характерного и народно-сценического танца не проводилось. А первый, как раз отдельно и выделивший такую номинацию, состоялся три года назад ещё в самом первом цикле Всероссийского конкурса.
Как и прежде проходит состязание танцовщиков в три тура. На первом (заочном) по присланным записям отбирают участников достойных соревноваться уже на сцене. Из них члены жюри на протяжении второго и третьего тура собственно и выбирают победителей.
Как и в прошлый раз конкурентов артистам из ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева в общем то не нашлось, своими выступлениями они и задали самую высокую планку народно-сценическому танцу на этом конкурсе. Собственно, такая тенденция как глобальное лидерство «моисеевцев» в народно-сценическом танце не только в России, но и во всем мире, будет сохраняться еще очень и очень долго, потому что пока никого равного в этом жанре этим артистам нет и в обозримом будущем не предполагается.
Фаворитом конкурса стал солист ансамбля Артем Анисимов (золотая медаль и 140 тыс. рублей), который не только поражал свежестью своего таланта, выгодно выделялся на общем фоне своей фактурностью, техникой и выразительностью, но заинтересовал еще и умением хореографически мыслить, что проявилось в его номере «Tanguera» (Аргентинское танго) поставленном им вместе с еще одной золотой лауреаткой этого конкурса и тоже артисткой ансамбля Моисеева Юлией Шутовой. За этот номер представленный на конкурсе артисты моисеевского ансамбля стали обладателями спец-премии («За лучшую хореографию номера, специально поставленную для конкурса») и получили в придачу по 20 тыс. рублей каждый.
«Золото» в номинации «народно-сценический танец» разделила с Юлией Шутовой и Анастасия Сорокина, тоже представлявшая «моисеевцев» и запомнившаяся на втором туре конкурса в роли Кармен в «Испанской балладе» (по новелле «Кармен» Просперо Мерме) на музыку Пабло де Луна. В «Балладе» вместе со своим Хосе Артемом Анисимовым, а также другими артистами из ансамбля (Кирилл Кочубей и Игорь Охлопков) Сорокина разыграла 6–минутный мини-спектакль (номером назвать эту танц-пьесу язык не поворачивается), накрывший зрительный зал волною страсти и трагедии. Основатель ансамбля Игорь Моисеев по сути создал для своих артистов уникальный пластический материал в котором смогли удачно раскрыться и нынешнее артисты труппы Анастасия Сорокина и Артем Анисимов. Хореография мастера поразила зрителей выписанностью характеров, завершенностью режиссуры, захватила своею выстроенностью и правдивостью чувств, а так же удачно подобраной музыкой, которая прекрасно передает весь драматизм разворачивающийся перед зрителем истории, врезается в память «намертво» и уже не отпускает.
Как ни недосягаемы были на этом конкурсе «моисеевцы», артисты театра «Гжель» тоже были на высоте: «как рыба в воде» чувствующие себя в залихватских переливах русской пляски Никита Никитин и Виктория Васильева ярко и образно выступили и в номере Владимира Захарова «Я на горку шла» и в номере Валентины Слыхановой «Как на тоненький ледок». Как следствие оба получили на конкурсе «серебро» и стали лауреатами второй премии, оцененной организаторами в 100 тыс. рублей.
К сожалению, до обидного мало для артистов больших коллективов, заточенных в основном на исполнение ансамблевого танца, создается сольных номеров, о чем в частности говорила на круглом столе прошедшем в рамках конкурса главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. И это одна из проблем выявленная конкурсом. Удачным примером такого танца являются не только перечисленные номера Захарова и Слыхановой, но и старый номер И. Меркулова «Валенки» артистично и с юмором исполненный еще одной артисткой театра танца «Гжель» Анастасией Егоровой (партнер Ян Яршин в конкурсе не участвовал), поделившей второе место со своей коллегой по театру Викторией Васильевой.
Кстати, все вышеперечисленные серебренные лауреаты выпускники хореографического училища, созданного его основателем Владимиром Захаровым при этом театре. Московское хореографическое училище при театре танца «Гжель» и стало лидером на этом конкурсе среди учебных заведений: все три призовые места в номинации «характерный танец» в младшей группе заняли его воспитанники. Бронзу завоевала Виктория Мазина, в изысканной испанской манере станцевавшая номер легендарного артиста Большого театра Сергея Кореня «Морено», серебро Виталия Сурначева, академично исполнившая «венгерский» номер Александры Гривниной, а с зажигательным номером «Андижанская полька», поставленным выпускницей этого училища Натальей Пугачевой (сейчас она танцовщица Большого театра), вырвалась вперед первокурсница Алеся Лазарева. Она стала обладательницей золотой медали в младшей группе.
В старшей тоже отличилась ученица этого училища Ирина Захарова заработавшая бронзовую медаль и 70 тыс. рублей блестяще станцевав и «Тирольский танец» из балета «Фея кукол» восстановленный Константином Сергеевым по хореографии братьев Легат и особенно впечатлив «Краковянкой» Фанни Эльслер.
Среди мальчиков в младшей группе места распределились так: Николай Выломов из Якутии стал обладателем первой премии, Александр Габышев «забрал» вторую, третьим стал Данил Малов из Йошкар-Олы.
Если говорить о старшей группе, то в характерном танце конкуренция тут была невысокая. Не сравнить с танцем народно-сценическим. Так, среди юношей на конкурсе в этой номинации оказалось всего три участника, двое из которых и стали лауреатами конкурса: Даниил Костылев из Красноярска оказался на третьем месте, а Дмитрий Екатеринин на втором. Причем последний танцовщик, представлявший Большой театр, приехал, конечно за «золотом», поскольку «серебро» уже имел, став лауреатом второй премии в этом состязании три года тому назад. И если б не номер «Сиртаки» поставленный специально на артиста Николаем Андросовым, то вероятность получения золотой медали у Екатеринина значительно бы возросла, поскольку показал он себя на конкурсе очень достойно. В частности, ярко станцевал на втором туре «Цыганский танец» из балета «Дон Кихот» в хореографии Анисимовой (это тот что с плеткой), который идет в Мариинском театре. Но в «Сиртаки» жюри не нашло ни образа, ни характера этого танца, за что и снизило танцовщику баллы.
Среди девушек в старшей группе, помимо Ирины Захаровой получившей третью премию на втором месте оказалась Надежда Панфилова из Красноярска, а на первом Мирхафизхан Айсылу, выпускница Казанского хореографического училища (по классу народной артистки И. Ш. Хакимовой), которая в настоящая время учится в Москве, в магистратуре Театрального института им. Щукина. Она буквально поразила жюри:
- Это было стопроцентное согласие жюри и это было видно и на сцене тоже – говорит мне после конкурса член жюри Елена Щербакова, директор и художественный руководитель ансамбля им. Моисеева. - Когда конкурсанты танцуют десять раз «Русскую» Голейзовского и только одна артистка приближает этот номер к тому, что хотел здесь видеть сам хореограф. У нее хороший педагог, спасибо ему. И конечно же у неё есть индивидуальность, есть «нутро», что на мой взгляд очень важно и для характерного и для народно-сценического танца.
- А в номинации «Народно-сценический танец. Ансамбли» были какие-то открытия?
- Мне очень приятно было увидеть Омский ансамбль (Квартет Омского русского народного хора получил на конкурсе золотую медаль П.Я.), потому что это так же было своеобразно. У них есть своя манера, абсолютно не на кого не похожая, что тоже крайне важно.
- Какие-то проблемы выявились на этом конкурсе?
- Я могу сказать, что этот конкурс был более продуктивен нежели предыдущий и он очень важен, потому что это единственная возможность увидеть, что-делается в глубинке, как вообще развивается народно-сценический и народно-характерный танец. Мое мнение - нужно выпускать, наверное, во всех учебных заведениях более грамотных педагогов и все время заниматься самообразованием. В этом для меня пример Игоря Александровича Моисеева. Потому что начиная с младшей группы дети все равно обучаемы и наверное первое что они делают – это копируют педагога. Как он преподаст, так ребенок и станцует. И конечно, есть какие-то вещи, которые на мой взгляд на сцене не допустимы.
В канонах народно-сценического танца, еще хотелось чтобы было больше хороших балетмейстеров. Как вы его не назовите, хореограф или балетмейстер, это все равно дар божий. Поэтому если этот дар есть, то он есть. А если его нет, то его нет. Значит в такое время мы живем.