Клинский край знаменит своим стеклодувным ремеслом и считается одним из центров изготовления ёлочных игрушек в России. Развитие его относится к 1848 году, когда князь Александр Меньшиков получает разрешение на открытие в своём имении Александрово стекольного завода для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла.
Когда в России появляется обычай наряжать новогоднюю ёлку не только подарками, но и игрушками из картона, ваты и стекла, на этом же заводе начинают выдувать бусы как ёлочные украшения. Доступность сырья, простота изготовления и увеличивающийся спрос на ёлочные игрушки подталкивают наиболее предприимчивых крестьян заняться индивидуальным ремеслом. Наряду с кустарями — одиночками отдельные хозяева обзаводятся небольшими мастерскими, в которых наёмные рабочие изготавливают бусы.
После революции частные предприятия ликвидируются, но стеклодувный промысел сохраняется. Кустари — одиночки объединяются в артели. Промысел крепнет экономически и приобретает такой размах, что для подготовки специалистов в селе Воздвиженское открывают фабрично — заводское училище. Из его стен выходят стеклодувы по выпуску медицинской аппаратуры (!) и ёлочных украшений.
Превосходное чувство материала и овладение новыми приёмами дутья (выдувания) позволяют мастерам кроме традиционных бус освоить выпуск шаров и сосулек. Вскоре они начинают применять формы и получают изделия в виде сказочных фигурок.
Сколько поколений сменилось с тех пор, а опыт и навыки на основе преемственности передаются от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, от учителей к ученикам и по сей день. Чтобы убедиться в этом, достаточно прогуляться по фабрике предприятия, которое ещё в 1990-е стало ОАО «Ёлочкой».
Оно работает круглый год. Изготовляют тут игрушку в четыре этапа. Сначала изделие выдувают. Стеклодув при помощи горелки разогревает стеклянную трубку, постоянно вращая ее для равномерного нагрева. Когда стекло становится пластичным, мастер выдувает заготовку нужной форму.
– Главная проблема тут — огонь, – признается Ольга Крылова, стеклодув третьего разряда. – Он бывает слабый, бывает резкий, добиваемся гармонии. К самой выдувке надо приноровиться. Нет, курящим здесь не тяжелее, потому что задействованы не легкие, а нос. Производство вредное, тяжелое, но мы ничем не болеем. ОРВИ разве что, так это как у всех. И то редко бывает, потому что работа в радость. Вот дают нам стандарт — выдуть игрушку определенной формы. Ты должен умудриться и задачу выполнить, и себя развлечь, слегка поэкспериментировав, что-то новое привнести в нее. И так, чтоб в глаза не бросалось. Искусство.
Использование разных приемов и техник позволяет добиваться многообразия форм: шары, гирлянды, подвески, верхушки и фигурки. Их заготовки загружают в вакуумные установки, в которых предметы обрабатывают парами алюминия. Этот процесс называется металлизацией. Поверхность игрушки становится зеркальной. На наших глазах красавица-металлизатор Юлия Чижова без затруднения заносит и выносит в установки рамки с десятками игрушек.
- Юля, вам не тяжело? Все-таки установка — металлическая, тяжелая, а на ней еще и за сотню игрушек.
- Привыкшие мы. Веса уже не замечаем. Такая работа заменяет занятия спортом. Смотрите, какие руки накаченные. Если в спорте бывают одни и те же упражнения, могут надоесть, то тут все игрушки хотя бы немножко, но отличаются. Каждый раз новые эмоции испытываю и получаю удовольствие...
Далее — окрашивание. Производится оно вручную один из двух способов: методами окунки или напыления. Дети замирают в этом цеху от восторга и удивления при виде невероятно красочных картин из разбитого стекла, которые возникают естественным путём (игрушки как-никак иногда бьется).
– Сказочное здесь все, поэтому и пришел сюда на экскурсию в третий раз, – говорит четвероклассник Владислав. – Мне нравится, конечно, смотреть, как возникают игрушки, но больше нравится, когда сам их расписываю на мастер-классе. Вот сейчас буду из стеклянных «сарделек», мы их еще «таксами» зовем, делать няшечную псину (рисовать собаку. – «МК»).
Финальный штрих — роспись красками. Легкими и нежными мазками шары покрывают традиционные орнаменты и рисунки. Фигурки обзаводятся лицами, а блестящие цветные присыпки превращают игрушку в праздничную и нарядную.
– У нас все по нормам: когда выполнишь свою, можно уходить, – комментирует художник по стеклу Виктория Назарова. – У меня примерно часов шесть уходит. Если что-то не получается, подтираю тряпочкой и рисую по новой. Пока краска не высохла, ее и без ацетона легко смыть, это ж темпера. Кто-то кисточками рисует, кто-то — губкой, у кого что лучше идет. Мастер решает. Он же определяет, кому какие рисунки достанутся. Каждый год меняется примерно 15% изображений. Дед-морозы, Снегурки, храмы, снеговики, домики всегда остаются, хоть и чуть модернизируются. Новые лаки выводим, присыпки, стразы, блёстки, дизайн картинок. Так что скучно нам не бывает.
В год из-под рук мастеров выходит более миллиона игрушек с художественной росписью.
– Главная наша задача — сохранить традиции самобытного народного промысла, передать их будущему поколению, – резюмирует коммерческий директор "Ёлочки" Яна Шачикова. – Для этого мы создали музей ёлочной игрушки «Клинское подворье», где можно узнать все про стеклодувное ремесло. Что готовит нам будущее? Об этом мы задумываемая каждый Новый год. А наши игрушки помогают наполнить дома атмосферой приближающегося праздника.