Сам фотограф на связь не выходит. По словам его помощницы, он не ожидал такой реакции (пока что возмущенные накатали жалобу только в Минкульт, но собираются и РПЦ привлечь) и куда-то уехал, выключив телефон.
Кураторы, теоретики искусства, музейщики и галерейщики, которые имели дело с работами Ткаченко, комментировать историю категорически отказались.
Несколько членов премии Кандинского, которые только что выдвинули проект «Опытное поле» фотографа в шорт-лист в номинации «Молодой художник. Проект года», не смогли о нем ничего сказать, так как не вспомнили его работ, а Интернета, чтобы их посмотреть, у них под рукой не было.
Высказал свое мнение только Игорь Мухин, живой классик фотографии:
— Фотография обладает некой магией. Зрители доверчиво верят фотографу и в изображение «так было». Полоса открытий: от разоблачения снимка смерть коммунара Роберта Капы (на соседнем найденом кадре «убитый боец» продолжает атаковать противника). Нашлась модель позировавшая знаменитому Дуано «поцелуй у Мэрии», долгие годы этот сюжет считался «подсмотренными и пойманным врасплох».
Сегодня известнейшие зарубежные авторы — от Jeff Wall до Gregory Crewdson —вовлекают зрителя в поиск ответа: подсмотрел это автор или это сложнейшая постановка и работа команды. В своё время меня гипнотизировали горящие и взорванные комнаты француза Bernard Faucon. Позже оказалось, что фотограф взрывал игрушечные, кукольные декорации.
Новый отечественный зажигательный фотопроект (о проекте «Родина» Ткаченко. — «МК») можно подсмотреть на сайте автора. Публикация вызвала жаркие обсуждения в фотографической среде. Автора осуждают.
Есть ли перед нами реальность и документ?
Также мне было интересно пересмотреть успешные предыдущие проекты данного автора. И здесь рассматривая парящие в темноте памятники, возникают вопросы: от «а где это снято» до «а собственно как это снималось». Какой процент манипуляций допускает автор в этих работах?
Куда ведет подобный опыт, мы узнаем в ближайшем будущем. Довольно интересно будет наблюдать зарубежную реакцию арт-сообщества на считывание новейших революционных образов.