- Владислав, приходилось ли вам раньше участвовать в литературно-музыкальных программах? Как себя ощущает дирижер в таком непростом формате? Да ещё и с Радзинским.
-Да, у меня были проекты, где музыка сочетается с литературным словом. Например, С Александром Олешко, Михаилом Ефремовым и Павлом Любимцевым мы делали сказки для детей. Но такой серьезный и глубокий материал у меня впервые. Здесь необходимо полное погружение в пьесу, очень хороший контакт с Эдвардом Станиславовичем на сцене, чтобы музыка и слово стали чем-то единым. Темп спектакля может все время изменяется, в зависимости от реакции зала и от характера изложения текста, поэтому нужно хорошо ориентироваться в пьесе и быть готовым ко всему!
- Как долго шла ваша работа над подготовкой вечера? Трудно ли было найти подходящую музыку к тексту Радзинского? Какие произведения исполните на вечере?
- Наша совместная работа началась где-то год назад. Конечно, Эдвард Станиславович давно занимается изучением личности Николая II и тех событий. Пьеса была написана им в 90-е годы, но идея совместить с музыкой появилась недавно. Когда я начал читать пьесу, мне были важны первые ощущения. Я погружался в каждое слово и прислушивался, какая музыка звучит у меня внутри. За основу я предложил 11 и 12 симфонии Шостаковича. Одиннадцатая посвящена событиям 1905 года, а 12-я - революции 1917-го. В этой музыке слышна атмосфера и настроение того времени. Есть в нашей постановке и лирические музыкальные фрагменты, характеризующие отношения между Николаем II и его женой Александрой. Там звучит Глинка и Рахманинов. Хор является важнейшей краской этого спектакля. Он и есть народ, который поет церковную музыку и "Боже Царя Храни", а потом резко это прерывает Интернационалом. Этот контраст звучит страшно, собственно, как и было в то тяжелое время.
- С художественным руководителем Большого фестиваля РНО Михаилом Плетневым вас связывает многолетнее сотрудничество. Чему вы научились у него, как молодой дирижер?
- Михаил Васильевич Плетнев выдающийся пианист и дирижер. Он во многом воспитал меня как музыканта, так же я от него приобрел понимание стилей, эпох и отношение к их трактовкам. Ну и безусловно, такие вещи как формирование программ, репетиционного процесса, как дать возможность музыканту в оркестре раскрыться - все это я подчеркнул после многих лет нашего сотрудничества .
- Говорят, талантливый дирижер умеет чувствовать произведение. Но ведь еще надо передать свое ощущение музыкантам. Как вы это делаете?
- Произведение должен чувствовать каждый музыкант. Оркестр - это самый совершенный и многогранный инструмент, и дирижер должен управлять им, играть на нем. Дирижер, он как режиссер, который подчиняет своему замыслу актеров. Так и здесь, увлечь замыслом и повести за собой - это и есть задача дирижера. И если замысел интересен, то за тобой обязательно музыканты пойдут.
- Планируете ли в будущем делать подобные программы?
- Мне нравится это синтез слОва и музыки. Иногда музыка или литературное произведение очень самостоятельны. Но это сочетание может в несколько раз усилить ощущение и вызвать новые эмоции, глубоко проникнуть в душу. И если это удалось - для меня это самое главное!