Галерея уже имеет три работы мастера. Но они небольшие и раннего периода творчества Булатова, когда он обращался к абстрактным формам и трансформированным элементам реальности. «Картина и зрители» – внушительное полотно 2 на 2,5 метра – создано в 2010-е годы. К слову, Эрик Владимирович всегда отличался долгой и скрупулезной работой над своими произведениями, тем более это касается последних лет, когда его возраст перевалил за 80.
– Ни в одну картину я столько не вложил, она досталась мне очень трудно, – признается автор. – Третьяковка – единственное место, где она должна быть: у меня тут почти вся жизнь прошла. «Картина и зрители» – результат моих долгих размышлений о полотне Александра Иванова «Явление Христа народу» и о взаимоотношениях между искусством и зрителем.
В своей работе Булатов помещает внутри шедевра Иванова современных посетителей галереи. Среди них – задумавшиеся школьники, озадаченные пенсионеры в ветровках, симпатичные и не очень женщины в солнцезащитных очках... Удивительно, как они органично сталкиваются со своими потомками в оборванных накидках и заглядываются на Иоанна Крестителя, который совершает крещение народа в реке Иордан, указывая на приближающегося Иисуса. У Булатова на Христа указывает еще один герой, а точнее героиня – миниатюрная, очаровательная дама с рыжей копной волос. Это любимая женщина Булатова, его жена Наталья.
– Наталья, вы себя узнаете на картине? – спрашиваю у нее на церемонии.
– На этой – да. Эрик долго фотографировал экскурсоводов с посетителями у картины Иванова. Компоновал снимки, далеко не все персонажи прошли, но я прошла. Потом сказала ему: "Почему бы тебе не изобразить себя скрытно, где-нибудь в уголке, как это делали старые мастера и сам Иванов". Он и нарисовал себя, только изображение не поучилось, и он его замазал.
Для торжественной церемонии работу разместили на мольберте рядом с полотном Иванова. Потом она переедет в Новую Третьяковку (так теперь зовется галерея на Крымском Валу), где обретет в качестве соседей другие выдающиеся произведения ХХ-ХХI веков. В какой раме она должна экспонироваться – автор еще не решил.
– Моим намерением было открыть пространство картины, чтобы зритель входил туда, – резюмирует Булатов, – чтобы сама картина входила в пространство нашей повседневной жизни. В работе отчетливо выражена моя принципиальная позиция в искусстве. Она состоит в связывании, соединении эпох и стилей. Это не разрыв не противопоставление традиций, а связь между противоположными полюсами – между авангардом и традиционным реализмом. Думаю, это вообще узловой вопрос, который должен разрешить проблему единства русского искусства, иначе у нас ничего не получится.