Тема разговора – 100-летие Брусиловского прорыва. Только Мединский заговорил, как на соседней площадке заиграла музыка – Петра Налича к спектаклю РАМТа «Северная Одиссея». (Певец специально к фестивалю подготовил с командой фрагмент постановки.) Министр культуры возмутился звуку, доносящемуся со сцены – через две минуты его заглушили. Включили «Жестокий романс» Рязанова, тогда Мединский начал рассказывать про операцию, историю, обмолвился и о «Левиафане» Звягинцева. По его мнению, подобные фильмы нельзя снимать за счет государства. Но больше всего от министра досталось не Андрею Звягинцеву, а – Петру Павленскому.
Мединский: «Меня обвиняют все кому не лень, что я только и делаю, что разрушаю актуальное искусство, насаждаю идеологию. Только вчера у меня была неприятная дискуссия на эту тему: якобы минкульт вредит современному искусству и насаждает сталинскую, имперско-монархическую идеологию. Нам так не кажется. Мы по-честному стараемся поддерживать всех, кто любит свою страну, свою историю. Я не понимаю, почему современное искусство непременно должно ассоциироваться с нарисованными гениталиями на мосту (про акцию группы «Война» – К. К.)? Почему мы должны этому вручать гос. премии? Мы не будем этого делать!
Я не считаю искусством прибивание себя за срамные места к брусчатке Красной площади (Про Павленского – К. К.). Это психически-больной человек, ему надо пройти лечение, кефир на ночь пить, чай покрепче, не злоупотреблять алкогольными напитками. Его поведение не имеет никакого отношения к искусству. Есть такая премия «Инновация», которую поддерживает Наш Государственный центр современного искусства. В этом году на ее гран-при был заявлен тот же известный художник (не хочу его пиарить) с перформансом поджога двери ФСБ на Лубянке. Надо отдать должное руководству премии, которое нашло этот перформанс не гламурным и не дало ему первый приз. Тогда часть жюри ушла в знак протеста, но это неправильно (видимо, вручать премию за подобную акцию – К. К.)
Идеология – это просто набор идей, в соответствии с которыми человек себя ощущает в мире; это набор представлений о том, как поступать должно и не должно, что есть черное и что есть белое. Человек без набора идей – обезьяна. Она только ест, пьет и может прибить себя к брусчатке. Я рассматриваю идеологию исключительно в этом понимании».
Дорогие читатели, простите, что процитировали Мединского в большом объеме. Но как можно не передать слова первого представителя культуры страны на культурном мероприятии? После встречи с писателем читатели долго рассуждали, почему во время его выступления показывали «Жестокий романс». А потом кто-то вспомнил фразу из фильма: на вопрос Вожеватова – «У тебя тоже цепи?» – Лариса Огудалова ответила: «Хуже… Кандалы!». Вот и после выступления министра показалось, что на нашей культуре тоже кандалы.
…Второй день фестиваля удался. Андрей Кончаловский с Михаилом Швыдким представили версию самой неоднозначной премьеры этого сезона – рок-оперы «Преступление и наказание». Ее задумали еще 35 лет назад как пародию на «Иисус Христос – суперзвезда», но реализовали масштабный проект только недавно. Автор либретто Юрий Ряшенцев объяснил, что «Достоевский, как никакой другой русский классик, дает повод для современной музыкальной экспрессии». Ее в постановке достаточно, ведь музыку написал Эдуард Артемьев. На фестивале ограничились показом видео постановки и двумя ариями Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой; всего в рок-опере участвуют 60 артистов, в том числе Ефим Шифрин.
– Нам пришлось отказаться от многого из романа, но в то же время ничего не упустили, – говорит режиссер Андрей Кончаловский. – Взяли сложнейший философский материал, требующий колоссальной исполнительской отдачи. Было сложно, ведь в этой работе трудно скрыть отсутствие таланта: актерского, музыкального, хореографического. В свое время Достоевский сказал, что можно делать все что угодно, главное – сохранить дух романа. Думаю: у нас это получилось.
Еще из любопытного – финал конкурса чтецов «Живая классика», где определились самые сильные ребята, читающие произведения не из школьной программы. Между выступлениями не дают скучать гостям клоуны, акробаты и эквилибристы. Тем временем на площадке рядом фантаст Сергей Лукьяненко признается, что хочет, чтобы экранизации «Дозоров» больше основывались на его книгах (сейчас снимают сериалы по его произведениям). А Татьяна Устинова рассказывает о своем опыте в роли сценариста. Оказывается, вместе со Станиславом Говорухиным она написала сценарий для детского кино. Весь день на фестивале показывают мультфильмы: малыши с родителями, подростки и старики лежат на подушках, как в домашних креслах, и смотрят на пяти-метровый экран у Исторического музея – сильное впечатление.