Более 1000 квадратных метров выставочных площадей, кинотеатр, современная образовательная мультимедийная зона, детский учебный класс и кафе — новый музей по замыслу создателей должен стать уникальным культурным пространством. Параллельно выставочной работе в нем развернется научная, просветительская и издательская деятельность.
Постоянная экспозиция посвящена развитию русского импрессионизма на протяжении столетия, начиная с 1870-х годов. В нее войдут более 70 полотен выдающихся русских живописцев: Константина Коровина, Игоря Грабаря, Константина Юона, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и многих других. Выдающийся портретный живописец Валентин Серов представлен в коллекции картиной «Окно». А реалист Борис Кустодиев, который сам себя относил скорее к иллюзионистам, — импрессионистской по исполнению «Венецией».
– Мы оттолкнулись от работ Василия Поленова: в нашей коллекции два его крымских этюда начала XX века и относительно ранняя картина 1879 года, – рассказывает «МК» директор музея Юлия Петрова. – Именно в 70-е годы в русском искусстве появляются первые импрессионистические пробы. Конечно, Поленова нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова, однако именно Поленов первым рассказал своим ученикам, Константину Коровину и Валентину Серову, о новых мировых тенденциях, дополняющих цветах и работе со светом.
В постоянную экспозицию также войдет инсталляция современного американского художника Жан-Кристофа Куэ, на которой можно будет увидеть процесс создания картин. С помощью новейших технологий художник буквально расщепил несколько музейных шедевров на мазки. Инсталляция, показывающая поэтапный момент творения, будет представлена на масштабном экране. Постоянной экспозиции отведен цоколь, еще два этажа предназначены для временных выставок. Обновлять их планируется 3-4 раза в год. Это будут работы из частных коллекций и фондов российских и зарубежных музеев.
Визитной карточкой музея в России и за рубежом станет цикл «Музыкальная прогулка по Музею русского импрессионизма». Композитор и руководитель Электротеатра «Станиславский» Дмитрий Курляндский специально для выставочного пространства создал пять первых музыкальных историй цикла. В основу легли впечатления композитора от главных работ из коллекции музея — «Окно» Валентина Серова, «Венеция» Бориса Кустодиева, «Каток «Динамо» Петра Кончаловского, «Ворота Ростовского Кремля» Константина Юона, «Афиши под дождем» Юрия Пименова. Премьера цикла состоится на открытии музея.