На Роттердамском кинофестивале вспомнили про Алину Кабаеву

Наш ответ Америке - Евгений Цыганов

В конкурсе 45-го Роттердамского кинофестиваля, проходящем в Голландии, российских картин нет. Зато презентуют сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского, как новую волну на российском телевидении.

Наш ответ Америке - Евгений Цыганов
Кадр из фильма «Оттепель».

Валерий Тодоровский свой фильм не представлял. За него это сделал влиятельный американский критик Мэтт Золлер Ситц из «New York Magazine», известный также по книге об американском режиссере Уэсе Андерсоне. Он представил не только первую серию «Оттепели», но и собственное видео- эссе на заданную тему: что есть Russian Mad Men? Этого голландские зрители не знали. Хотя на вопрос, что такое Mad Men в оригинальном американском варианте, ответили лесом рук. Американский сериал «Mad Men» («Безумцы), рассказывающий про 60-е годы, признан одним из лучших. Реплики его главного героя разошлись на цитаты. К примеру - «Ты не умеешь пить. Ваше поколение, все вы пьете с неверной мотивацией. Мое поколение пьет, потому, что это здорово». Когда Евгений Цыганов в роли оператора Хрусталева появился на большом экране, то его манеры, невозмутимый вид были восприняты, как русский ответ Америке. Видео-эссе в комплекте с первой серией «Оттепели» потеряло всякий смысл. В нем не было ничего концептуального, просто надерганы куски из той же первой серии Тодоровского, которую потом зритель и посмотрел. Наш сериал представили в рамках новой программы «Выбор критика», появившейся с приходом нового директора Роттердамского кинофестиваля Беро Бейера – известного голландского продюсера. Там же показали и «Франкофонию» Александра Сокурова, созданную Францией, Германией и Голландией о спасении шедевров Лувра в годы нацистской оккупации. Пока малопонятен принцип этой всеобъемлющей секции. Тут же, к примеру, показывают фильм об австрийском актере Хельмуте Бергере – звезде фильмов Лукино Висконти.

После сеансов устраиваются дискуссии с участием зрителей. Фильм Сергея Лозницы «Событие», основанный на хронике 90-х из архивов Санкт-Петербургской киностудии документального кино, вылился в разговор о современной России, открытии центра Ельцина в Екатеринбурге, украинском режиссере Олеге Сенцове, находящемся в российской тюрьме. Сергей Лозница давно живет в Берлине, но именно от него зрители хотели услышать, что происходит у нас. Он также дал мастер-класс и представил две лично для него важные картины - «Любить» и «До свидания, мальчики» Михаила Калика, снятые в 60-е годы. Советский классик эмигрировал когда-то в Израиль, не в силах бороться с цензурой. И теперь этот пожилой человек плачет, увидев свои картины в цензурированном виде, как это было несколько лет назад в Варшаве. Туда из-за вечного российского разгильдяйства доставили копию, изуродованную в советские годы, а не авторскую версию.

Приехал в Роттердам и Александр Миндадзе с картиной "Милый Ханс, дорогой Петр". Дискуссию по ней проводит белградский киновед Миролюб Вукович. Василий Сигарев лично представит «Страну Оз». Его тут помнят по дебютной ленте «Жить» участвовавшей в основном конкурсе. В секции «Голоса» покажут «Брата Деяна» Бакура Бакурадзе и короткометражку «Возвращение Эркина» лауреатки Каннского кинофестиваля Марии Гуськовой. В фестивале участвует испанская документальная картина о композиторе Олеге Каравайчуке.

В программе «Светлое будущее» уже показали фильм на русском языке «Чума в ауле Каратас», снятый казахским режиссером Адильханом Ержановым за 6 тысяч долларов. Он сделан в рамках движения «Партизанское кино». Когда-то Адильхан занимался в киношколе Рустама Ибрагимбекова в подмосковных Белых столбах. Свой фильм он называет лабораторным кино. В первом же кадре – голова Ленина, напоминающая посмертную маску, под тонкой коркой льда. Рядом плавает экзотическая красная рыбка. Молодой герой становится акимом, то есть мэром, крохотного и запущенного поселка Каратас, причем, по блату. Его продвигает дядя жены – главврач больницы этого богом забытого местечка. Новоиспеченный аким пытается навести порядок в Каратасе, где 90 процентов бюджета уходит на вакцину против гриппа. Хотя люди там поражены чумой на ментальном уровне. Им хорошо, они привыкли, и не надо отнимать у них то, что они имеют - этому неопытного градоначальника учит его предшественник, почему-то одетый в вышиванку. В общем, это не грипп, а чума, которой больше 70 лет, и она никуда не уйдет. Картина снималась ночью, в ней почти нет света – и это для молодого режиссера концептуально. Состояние тьмы он приравнивает к состоянию общества. Адильхан рассказывает: «Главная проблема – сила традиций. Со временем они имеют свойство становиться тоталитаризмом. Любая фантасмагория – это правда, вывернутая наизнанку. Чума – та проблема, о которой все знают, но никто не говорит».

На этот раз представлено немало фильмов, в названии которых присутствуют слова «любовь» и «секс». Одна из них – комедия «Халяльная любовь (и секс)» (Ливан – Германия). Она о том, что дозволено Кораном, а что запрещено. У мужчины появляется вторая жена, подобранная первой. В пользу этого выбора говорит тот факт, что похожа она на русскую актрису Бордо. Это очень смешно: знойная брюнетка – ярко выраженная представительница своей национальности, и что это за Бордо – тоже непонятно. Может быть, Бриджит Бардо? А во французской картине «Современная любовная история» о подростковом сексе рыжий парень восхищенно пялится на российскую гимнастку Алину Кабаеву, которая такие кульбиты выделывает на экране телевизора. В общем, нас вроде бы и нет, но мы есть, присутствуем в том или ином виде в сознании людей по всему миру.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27023 от 3 февраля 2016

Заголовок в газете: Наш ответ Америке — Евгений Цыганов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру