Поразительно, но иногда мультфильмы создаются из самого неожиданного материала, буквально из сора, при этом выглядят эффектно. В ход идут упаковка, крафтовая бумага, как это было в одном из индийских фильмов, черные пакеты для мусора, мерцающие, подобно фольге, в российской картине «Песни Сё» Дианы Синеокой. Коты в современной анимации курят, пьют пиво, а куры чистят зубы и несут золотые яйца на благо государства рабочих и крестьян.
Картины собраны были со всего мира, и наша анимация в лучших своих образцах заметно отличалась от «тяжелой артиллерии» европейского кино. В ней больше нежности, она не столь подвержена депрессивным состояниям, хотя ощущение растерянности чувствуется даже в самых безобидных историях. Победу в итоге одержала изысканная российская картина «Брут» Светланы Филипповой, сделанная в технике рисованной анимации с философским подтекстом. О жизни нам рассказали на примере непостоянных людей и верных собак. Если бы последние могли говорить, они бы научили людей распознавать добро и зло. Особым призом им. Александра Татарского наградили уже обласканный наградами и вниманием фильм «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита.
Эротическая программа оказалась насквозь пронизана кошмарами и не всегда любовью. Она, как готический роман, мрачна, безысходна и притягательна. В «Собаках» испанских режиссеров Марка Риба и Анны Соланас собак зверски убивают, а потом бросают на растерзание собратьям. Но тот, кто это делал, и сам беззащитен, в любой момент может стать жертвой. Сцены пожирания собаками друг друга натуралистичны при всей их условности. Один из псов совершает со стариком что-то слишком интимное.
«Бегемоты» поляка Петра Думалы — своего рода кровавый балет похотливых самцов и матерей с детьми на руках. Мужчины жестокими ударами убивают младенцев, чтобы не мешали удовлетворять распирающие их желания. Женщины защищаются до последнего, а когда лишатся детей, сами пойдут за убийцами — надо же дать жизнь новому потомству. Все происходит в воде и производит сильное впечатление. Вечное противоборство полов доведено до точки кипения.
В фильме классика эстонской анимации Прийта Пярна и его жены Ольги Пярн «Пилоты по дороге домой», снятого совместно с Канадой, три пилота после авиакатастрофы оказываются в безлюдной пустыне. Их мучают видения. Они носят в футлярах разъятое тело женщины, которое по надобности собирают для утех. А оно принимает разные обличья. Удивительно, но международное жюри отметило эту картину «За верность семейным ценностям».
В «Объедках» французских режиссеров Тибора Баноцки и Шарольты Сабо крокодилы насилуют женщин, а потом хозяйничают в их домах, пожирают их еду. Мир катится в тартарары. А человек беззащитен перед опасностью. В эту сильную программу хорошо вписался графический фильм российского режиссера Дмитрия Геллера «Мужчина встречает женщину» — свою женщину, у которой на ноге татуировка, напоминающая рисунок, вырезанный героем на стволе дерева.
Одна из картин, показанная в программе прикладной анимации, называлась «Преступление против женщины». Она из серии маленьких сюжетов индийского режиссера Суреша Эрията, где женщинам предлагаются одежда с шипами для защиты и очки, сжигающие обидчика лучом. Насилие со стороны мужчин приобрело в этой стране беспрецедентный размах.
Французский «Мой дом» уроженки Вьетнама Фуонг Май Нгуэн из Франции — о хрупком мире ребенка, живущего без отца. Мать приводит в дом нового избранника. Он даже не человек, а птица в белой рубашке и галстуке. Возможно, только ребенок его видит таким. Мальчик все время убегает в лес, но кавалер матери расправляет крылья и находит его. А потом ребенок уткнется в колени матери — так трогательно и просто, что никаких лишних слов не надо. Все самое главное сказано.
«Сексуальная стирка» Изабелы Плючиньски из Польши — вполне натуралистичное повествование об усталой 50-летней паре, пластилиновый рассказ о тайнах личной жизни. Картина получила приз зрительских симпатий.
За дебют жюри отметило жесткую французскую картину «Юль и змея» Габриэля Арэля, где отморозки справили нужду прямо не змею, а потом окунули в жижу 13-летнего подростка, похожего на Буратино. А он взлетел всадником на змею, и вместе они отомстили обидчикам. Оказалась, что это история сделки с бандитом и владельцем аргентинского дога. Всякий раз удивляешься толкованиям режиссеров. Такое ощущение, что смотрел совсем другое кино.