Увы, Тотенбергу так и не удалось снова взять инструмент в руки. Он умер в 2012 году, когда ему был 101 год. «Это была огромная потеря для моего отца. Когда это произошло, он говорил, что будто лишился руки», - рассказала в интервью зарубежным СМИ его дочь Джилл Тотенберг. Когда агенты ФБР связались с ней и ее сестрой Ниной, второй дочерью Романа, они не сразу поверили, что скрипка действительно найдена. Теперь они планируют выставить ее на аукцион с тем условием, что приобрести ее сможет только музыкант, а не коллекционер.
За давностью лет иск по делу о краже, по официальному заявлению полиции США, не может быть предъявлен, потому что главный подозреваемый уже скончался. Это далеко не первый случай похищения раритетных инструментов работы Страдивари. Не все преступления удается раскрыть, но иногда все же уникальные скрипки возвращаются к своим законным хозяевам. В 2013 году полиция Лондона нашла скрипку Страдивари, украденную в 2010 году. Она была похищена у жительницы Великобритании, 32-летней скрипачки из Южной Кореи Мин Чжин Ким в тот момент, когда она покупала сэндвич в кафе на лондонском вокзале Эустон и поставила футляр с инструментом на пол рядом с собой. Скрипку, которую мастер создал в 1696 году, украли вместе с раритетными смычками. Один, сделанный в XIX веке французским мастером Домиником Пеккате, оценивается в 97,5 тысяч долларов, второй — работы его ученика Франсуаза Базена — около 8 тысяч долларов. Сначала полицейские установили личность похитителя, но при задержании и обыске не обнаружили инструмент. Тем не менее, спустя какое-то время детективам британской транспортной полиции все-таки удалось найти его и вернуть хозяйке.
У истории, произошедшей со скрипкой, принадлежавшей Тотенбергу, не столь счастливый финал: слишком много времени пришлось потратить на ее поиски. В чем уникальность этих инструментов, а также во сколько оценивается каждый экземпляр, рассказал «МК» эксперт по струнным инструментам при Московском институте музыки им. Шнитке Кирилл Лещенко:
- За свою жизнь мастер изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых, им были сделаны также две гитары и одна арфа. Среди прославленных скрипок Страдивари - «Беттс» (1704 года, ныне она хранится в Библиотеке Конгресса США), «Виотти» (1709), «Алард» (1715) и «Мессия» (1716). В России есть около 20 скрипок Страдивари: несколько — в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна — в Музее Глинки (куда ее передала вдова Давида Ойстраха, который, в свою очередь, получил ее в подарок от английской королевы Елизаветы II), еще несколько — в частном владении. Хорошо известно клеймо Страдивари — мальтийский крест и инициалы A.S. в двойном круге. Есть масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента. Секрет уникальности — в форме модели. Страдивари искал ее более 30 лет, и только в начале 1700 годов нашел то, что было нужно: это скрипка, удлиненная по форме и имеющая внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук и обогащается за счет появления большого количества высоких обертонов. Правда, сейчас, некоторые зарубежные эксперты говорят о том, что инновационность инструмента заключалась лишь в ошибке при его производстве, и уникальный звук - заслуга f-образных отверстий в деке. Но я не верю в такие случайности и убежден, что Страдивари сам придумал все хитрости инструмента, и это далось ему с большим трудом. Сейчас стоимость каждого экземпляра варьируется от 500 тысяч до 5 млн. долларов. Но, насколько я помню, рекордная сумма, отданная на аукционе за такую скрипку, составила около 16 миллионов долларов.