Угроза уничтожения древней Пальмиры, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, - далеко не исключительный случай, с сожалением, констатируют российские представители организаций по охране культурного наследия. Боевики «ИГ» только за последние несколько месяцев разграбили древние города Нимруд, Дур-Шаррукин, Хатра, взорвали и сожгли центральную библиотеку города Мосул, разрушили скульптуры доисламской эпохи, хранившиеся в мосулском музее... Цивилизованное сообщество во всему миру призывает прекратить вандализм, однако реальных рычагов давления на исламистов нет. Более того — не возможно определить, какие конкретно реликвии пострадали или пропали.
Разрушение Пальмиры — вопиющий акт вандализма. Это разрушение достояние всего человечества, - уверен начальник отдела культуры секретариата комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Владимир Черепанов. - По инициативе ЮНЕСКО приняты такие охранительные акты, как Конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае военного конфликта, плюс два протокола к ней, Конвенция 1970 года о мерах направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, Конвенция 1972 года об охране Всемирного культурного и природного наследия, в рамках которой функционирует Всемирный список культурного наследия. Однако все эти резолюции не имеет санкционной силы. К тому же, обнаружение и идентификация похищенных произведений — тонкая процедура, которая требует времени, сил и денег.
Другими словами опыт (и довольно богатый) борьбы с преступлениями против мировой культуры есть, а вот с инструментами дела обстоят неважно. По большому счету, международному культурному сообществу только и остается, что призывать исламистов опомниться. Говорить о масштабах катастрофы.
Вдумайтесь — из трех крупных музеев Сирии, куда археологии отдают свои находки, (в Дамаске, Алеппо и Дейр-эз-Зоре), два (за исключением Дамасского музея) оказались в зоне боевых действий. Речь о памятниках с тысячелетней историей, имеющих значение для всего человечества. Но для кого-то эти ценности вполне материальны! Могу только догадываться где те вещи, которые находились в этих музеях, чьи коллекции они теперь украшает, - сокрушается старший научный сотрудник института археологии РАН, доктор исторических наук Шахмардан Амиров.
Директор Департамента контроля и надзора в сфере культурного наследия Минкультуры РФ Михаил Цветнов заверил коллег, что эксперты ведомства, чем могут помогают Интерполу в поиске и опознании археологических реликвий. Впрочем, примеров не привел.
Цивилизационная война идет на Ближнем востоке. И это не первый случай уничтожения памятников культуры в такой войне — мы прекрасно помним, как по время революции в России большевики рушили буржуазную и христианскую культуру, чтобы расчистить площадку для новой культуры, новой цивилизационной модели. «Исламское государство» заявляет, что эти руины — идолы, которым поклоняются. Но это смешно. В реальности что получается? В современном информационном обществе о каждом факте разграбления становится известно. Нам показывают, что Пальмиру рушат, а на самом деле, наверняка, распродают на «черном» рынке. Вопрос спасения культурных ценностей — политический и сомневаюсь, что ЮНЕСКО сможет повлиять на ситуацию. Но мы должны стараться, чтобы эта раковая опухоль не распространялась, - подытожил замдиректора Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Евгений Бахревский.