На Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а потом в Электротеатре «Станиславский» в Москве провели конференции с участием ученых и киноведов из США, Испании, Канады, Италии, России. Показали небольшую ретроспективу фильмов, имеющих то или иное отношение к творчеству Балабанова. Среди них - даже «Андрей Рублев» Тарковского. В Петербурге еще можно посетить «тотальную инсталляцию» под названием «Балабанов. Перекрёстки», где главный герой представлен сквозь призму литературы и ближний круг. Выставка составлена из работ жены Алексея - художника по костюмам Надежды Васильевой, погибшего в Кармадонском ущелье в составе съемочной группы фильма «Связной» Сергея Бодрова-младшего художника Владимира Карташова, а также друзей юности - Насти Полевой и Вячеслава Бутусова. В Москве презентовали новую версию книги «Балабанов», рассчитанную уже на более широкий круг читателей и дополенную ее автором Марией Кувшиновой воспоминаниями о детстве режиссера. Об Алексее рассказала его мама, которая не так давно переехала в Петербург, а также друг по Нижнему Новгороду, тогда - Горькому, где Балабанов учился на переводческом факультете пединститута.
Экскурсия по Васильевскому острову, где жил и снимал Алексей Балабанов, пользовалась сумасшедшей популярностью, так что решили в ближайшее время провести дополнительную. За право попасть на нее боролись в социальных сетях десятки поклонников творчества режиссера.
Алексей Балабанов родился в Свердловске, учился в Горьком, большую часть жизни прожил в Ленинграде, а потом и Санкт-Петербурге. Почти сразу поселился на Васильевском острове, где и прожил до своего раннего ухода. Он снимал здесь «Брата», «Про уродов и людей», «Мне не больно», «Кочегара», «Я тоже хочу». И пока еще все наполнено его духом, балабановский город жив. Достаточно свернуть в ближайший двор с благоустроенной 6-ой линии, тут же увидишь драные матрасы, сваленные в кучу, разбитые подъезды. Небольшим отрядом во главе с Петром Лезниковым, разработавшим маршрут, мы отправились на пешеходную экскурсию, расчитанную на два часа. Но и за три с лишним не удалось все обойти.
Первая точка — василеостровские бани «Имбирь» на 5-ой линии. Туда Алексей Балабанов ходил сам, а потом дважды там снимал - «Брата» и «Я тоже хочу». Стоило только отойти от бань, как к нашему Петру в красной шапочке подошел молодой человек и попросил прикурить. Можно было подумать, что эта живая сцена подстроена, сишком уж балабановской она получилась. И потом по маршруту нашего следования постоянно попадались колоритные персонажи, словно из фильмов Балабанова. Проходим мимо Церкови Трех Святителей, где снимались «Мне не больно» и «Я тоже хочу». Только снаружи удалось посмотреть на дом со скошенными окнами, где ходил балабановский Кочегар.
На Василеостровском рынке познакомились в середине 90-х герои «Брата» Данила (Сергей Бодров) и Немец (Юрий Кузнецов). А уже в нулевые здесь прогуливались в толпе на День ВДВ Миша (Александр Яценко) и Тата (Рената Литвинова) в «Мне не больно». Для съемок постороили палатку, которая простояла еще года четыре и использовалась как торговый ларек. Неподалеку — историческая аптека Доктора Пеля, сама по себе достойная внимания. Там Гаркуша покупал пихтовое масло в «Я тоже хочу». В Академическом переулке Трофим — герой одноименного короткометражного фильма из киноальманаха «Прибытие поезда» в начале 20 века входил в город, а герои «Груза 200» шагнули из 1984-го в будущее. В Академическом саду Сергей Шолохов беседовал с молодым человеком, которого сыграл сын Алексея Балабанова Петр. Мы дошли аж до промзоны на 25-ой линии, где Балабанов снимал какой-то проезд, вернулись на 17-ю к инфекционной больнице. Там поджидали своего дружка герои «Я тоже хочу», чтобы вместе добраться до Колокольни счастья. Ее нашли в Вологодской области. Там и сидел Алексей Балабанов, попросившей свою жену — художника по костюмам Надежду Васильев найти для него свитер Данилы Багрова из «Брата». В нем он фактически прощался с нами. Полуразвалившаяся колокольня под Вологдой обрушится от ветхости ровно на сороковой день со дня кончины Алексея Балабанова.
А в Петербурге, напротив часовенки инфекционной больницы нам покажут знаменитый юридический факультет Ленинградского университета, где учились Владимир Путин. Дальше - трамвайный парк и трамвайное кольцо. Трамваи в ильмах Балабанова теперь стали для нас больше, чем просто трамваи. В них произносились реплики, ставшие крылатыми фразами в «Брате». И Кочегар ехал в трамвае. Финальная точка экскурсии — Смоленское лютеранское кладбище. Оно разрушено основательно, давно не знает ухода. Трудно себе представить, что могилы могут находиться в таком запущенном состоянии. Зато для кинематографистов тут прекрасная фактура. Возвращаясь к метро, проходим мимо магазина, где недавно располагалась парикмахерская. В ней стригся Данила Багров.
Популярностью пользуется сайт «Рим Пазолини». Благодаря карте, которая на нем размещена, можно побывать в самых разных местах Вечного города, где жил и творил классик мирового и иальянского кино Пьер Паоло Пазолини. Изучив ее, можно отправиться в самостоятельно путешествие по реальному городу, посетить места, где жили близкие Пазолини, где он снимал «Маму Рому», оказаться на берегу, где его не стало. Организаторы Балабановских чтений пока сделали бумажную карту Васильевского острова с указанием мест, имеющих отношение к Алексею Балабанову. Она проиллюстрирована кадрами из его фильмов, снимавшихся по известным адресам. Возможно карту выложат в Интернете для любителей самостоятельных путешествий.