Справка «МК»: Стелла Кесаева — коллекционер, основатель галереи Stella Art Foundation. Организовала более ста выставок за границей и в России, в том числе выставку Ильи и Эмилии Кабаковых в Эрмитаже в 2004 году, которая знаменовала возвращение четы художников на родину, и ряд проектов в рамках параллельной программы Венецианской биеннале в 2007 и 2009 годах. В 2009-м стала лауреатом конкурса «Инновация» в номинации «За поддержку современного искусства России». В 2010 году приказом Министра культуры РФ Стелла Кесаева назначена комиссаром павильона России на Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015 годах.
— Тема, заявленная куратором 56-й Венецианской биеннале Окви Энвезор — All the World’s Futures, — в нынешней политической ситуация звучит особенно актуально, ведь картина мира уже изменилась и еще будет трансформироваться. Какой прогноз на будущее даст Россия?
— Я с большим волнением жду биеннале не только как комиссар павильона России, но и потому что куратором в этом году был назначен один из талантливых и ярких представителей международного мирового сообщества Окви Энвезор. Прочитав список художников, которых пригласил господин Энвезор к участию от России, я была поражена, что он выбрал Ольгу Чернышеву и Глюклю (петербургская художница Наталья Першина-Якиманская. — Авт.). Ведь мы тоже впервые представляем в павильоне России персональный проект женщины-художницы. В нашем павильоне, мы будем смотреть в будущее через призму истории ХХ века. И в этом мы тоже близки Окви Энвезору, который положил в основу своих размышлений «Капитал» Карла Маркса. Можно сказать, что у нас общие подходы к пониманию современного искусства сегодня.
— Приоткройте завесу тайны: какой проект готовит Ирина Нахова? Как он будет называться? Какова его главная идея, посыл?
— Проект называется «Зеленый павильон». Идею придумала Ирина Нахова в самом начале работы над выставкой. Она предложила перекрасить павильон. Это был импульс… художественный жест. Потом она узнала, что, когда павильон открывали в 1914 году, он был зеленым. Было решено перекрасить стены в темно-зеленый цвет. Затем Маргарита Тупицына предложила так и назвать проект — «Зеленый павильон». Это название перекликается с «Красным павильоном» Ильи Кабакова — выставкой, которая была первым концептуальным жестом России в национальном павильоне. Ирина Нахова — продолжатель школы московского концептуализма, художница, которая сделала первые тотальные инсталляции в своей квартире в Москве. Говорят, что в этом направлении она немного опередила даже Кабакова. О тотальной инсталляции Наховой будет много сказано в павильоне. Фактически каждый зал и весь проект в целом будет тотальной инсталляцией.
Два года назад, когда мы делали проект Вадима Захарова, мы провели большую инженерно-конструкторскую работу. Мы воссоздали единство нижнего и верхнего этажей в павильоне — проделали отверстие между этажами. Теперь это отверстие можно легко заложить и снова открыть. Наши коллеги на Архитектурной биеннале в 2014 году этой возможностью не воспользовались, а Ирина Нахова вновь объединит два уровня павильона.
— Почему вообще выбор пал на художника Ирину Нахову и куратора Маргариту Тупицыну, на женский дуэт?
— Это был принципиальный момент. Дело в том, что персональных выставок женщин-художников в нашем павильоне не было. Это очень странно, особенно для западных людей. Меня не раз спрашивали журналисты: «Почему в павильоне России выставляют только мужчин?». Я долго думала и выбирала между различными авторами. Но решение было принято в пользу Ирины Наховой и куратора Маргариты Тупицыной, которая играет важную роль в нашем проекте. В этом году от России выступает женская сборная. Говоря про дуэт, вы забыли про меня. (Смеется.) У нас трио.
— Будучи комиссаром российского павильона в Венеции, как вы взаимодействуете с художником? Насколько свободен автор в выборе темы и объектов экспонирования? Существуют ли какие-либо запретные темы или образы, которые не стоит показывать в национальном павильоне?
— С художником и куратором мы взаимодействуем постоянно, досконально прорабатывая все мелочи и детали. Когда мы договорились с Ириной Наховой об ее участии, она поехала в Венецию, впервые увидела пространство павильона и думала несколько месяцев, а потом представила три проекта для павильона. Дальше они работали с Маргаритой, а финальный проект утверждала уже я. Stella Art Foundation является соорганизатором проекта вместе с Министерством культуры РФ. Мы стараемся говорить об искусстве на языке современного искусства.
— Насколько пристально вы следите за подготовкой проекта? Как часто выезжаете в Венецию? Или больше занимаетесь оргвопросами вне выставочной площадки?
— Я включаюсь в проект практически ежедневно. Ирина Нахова находится в Венеции с февраля, Маргарита Тупицына приезжает в Венецию несколько раз до открытия. Мне самой не надо ездить в Венецию, чтобы понять, есть проблема или ее нет. Мне присылают отчеты с монтажа наши подрядчики и сотрудники, которые воплощают в реальность художественный замысел. Сейчас все идет по плану. На этой неделе мы уже фотографируем экспозицию для каталога, так что выставка уже почти готова.
— В 2013 году Владимир Мединский, выйдя из национального павильона в Венеции с выставки «Даная» Вадима Захарова, признался, что современное искусство ему не близко. Повлияли ли вкусы министра на финансирование национального павильона в Венеции?
— Леонардо да Винчи тоже был когда-то современным художником, а Брейгель, на мой взгляд, и сейчас очень даже актуален. Думаю, слова министра несколько вырваны из контекста. Насколько я помню, ему понравился наш павильон в 2013 году и он высоко оценил проект Вадима Захарова и нашу работу. Финансирование, как мне представляется, скорее зависит от экономической ситуации в стране. В прошлый раз Министерство выделило 24 млн рублей.
— Будет ли министр культуры присутствовать на открытии павильона в этом году?
— На данный момент я такой информацией не располагаю. Мы направили официальные приглашения, но пока ответов не получили. Надеюсь, что Владимир Ростиславович приедет, ему будет интересен проект не только с эстетической, но и с исторической точки зрения. Ведь павильон не менял цвет чуть менее ста лет.
— Вы были выбраны комиссаром на три срока, то есть грядущая биеннале станет для вас финальной на этой должности. Что удалось, что нет? Какой совет вы дадите следующему комиссару?
— Честно говоря, пока биеннале не открылась, итоги подводить рано. Об итогах я еще не думала. Следующему комиссару желаю удачи! Всегда вспоминаю реплику Владимира Зельдина: «Здоровье не главное. На «Титанике» все были здоровы. Пожелайте мне удачи...»