Что ждет российского и украинского потребителя в их привычном телевизионном меню дальше? Как эти два события могут (или не могут) изменить устоявшийся ТВ-рацион? Не придется ли россиянам сесть на сериальную диету с учетом того, что достаточно много проектов либо производились на территории Украины, либо закупались у украинских производителей.
Об этом «МК» расспросил медиаэкспертов.
По мнению редактора журнала «Медиа-Профи» Евгения Кузина смена собственника группы компаний «Амедиа» для широкой зрительской аудитории пройдет, скорее всего, незаметно:
- «Амедиа» - не самый плодовитый производитель российских телефильмов и сериалов, хотя продакшн, безусловно, одно из ключевых направлений группы компаний. Думаю, что все будет зависеть от того, кто ее купит, и от конечных целей покупателя. На данный момент «Амедиа» снимает фильмы и сериалы для разных каналов. А «СТС-Медиа» давно мечтает о появлении в своем холдинге собственной успешной продакшн-компании, которая бы производила продукт не только сериального типа, но и, скажем, форматов реалити-шоу, докудрамы, дневных программ. Пока же большинство сериальных хитов «СТС-Медиа», таких, например, как сериал «Кухня», - сторонний продукт. У «Газпроммедиа» тематический спектр чуть шире, поскольку больше каналов, а с учетом прошлогодней покупки «ПрофМедиа» стало еще больше собственных производящих компаний. Но, мне кажется, что в «Газпроммедиа» еще не до конца разобрались с имеющимися на данный момент активами, среди которых есть такие крупные, как «Централпартнершип», выпускающий как сериалы, так и полный метр. Хотя, думаю, если ресурс «Амедиа» войдет в состав именно этого холдинга, то без работы точно не останется.
- Достаточно много сериалов и телефильмов в прошлые годы снималось на территории Украины. В частности, есть российско-украинская компания Star Media, которая заточена именно под это. Кроме того, украинцы активно покупали российский продукт, а теперь отказываются. Пока только семь фильмов и сериалов российского поризводства попали в «бан» украинского Госкино, но лиха беда начало... Отразится ли как-то политический разлом между двумя странами на том, что через год-другой будет подаваться российскому потребителю сериалов и фильмов выходного дня? И украинскому, кстати, тоже?
- Судьбу российского продакшна я бы не ставил в зависимость от того, что происходит в политических отношениях между нашей страной и Украиной. Все-таки доля снятых там телефильмов и сериалов невелика.
Что касается запрета на российские фильмы, то Украина грозилась сделать что-то подобное еще весной. Я, например, не понял, за что в этом списке оказался сериал «Кадетство». И во всех остальных проектах, попавших под «санкции», нет противопоставления по линии русский-украинец. Нет даже намека хоть на какое-то пренебрежение к Украине. Я уверен, что телебизнес Украины от этого пострадает гораздо сильнее. Налицо чисто идеологическая история. Украинские власти пытаются заменить сериалы про российских силовиков, но непонятно чем. Своего контента в достаточном объеме у них пока нет. И на производство каждого сериала надо, как минимум, полгода-год и неплохие бюджеты.
- Как вы думаете, на волне того патриотического подъема, который внезапно возник в России, не станут ли наши сериалы и телефильмы более идеологизированы? Не начнут ли проникать те «старые новые штампы», которые сейчас в ходу у новостников, в сюжеты сериалов?
- Они, безусловно, могут проникать, но если это штамп ради штампа, я не уверен, что они будут срабатывать, и такой сериал сможет собрать большую аудиторию. Скорее, такой продукт вызовет отторжение. Наши производители научились на хорошем уровне рассказывать мелодраматические и криминальные истории, и потребитель к этому привык. Вряд ли в ближайшие годы идеологической составляющей в наших сериалах прибавится...
Тем временем, руководитель вещательных проектов компании «Амедиа» Денис Горшков высказал опасение, что в следующем году могут снизиться как бюджеты, так и объемы производства российских сериалов и фильмов. Причина этому — общая ситуация в стране. И киношники также вынуждены будут перейти в режим экономии. Так что премьер на полгода-год хватит, а дальше, скорее всего, телезрителя начнут кормить повторами. Впрочем, ждать исчезновения из сетки красочных праймовых шоу, которыми балуют нас центральные каналы, не стоит, ведь это курицы, несущие «золотые яйца».
Труднее придется украинцам, которые закупали примерно 20% от всей производимой в России сериальной продукции и получали за счет нее высокие зрительские рейтинги. Теперь объемы покупок могут сойти на нет. Видимо, украинскому зрителю придется переориентироваться на киносаги и мелодраматические эпопеи европейского происхождения. Если, конечно, хватит на них денег, поскольку тот кинопродукт дороже российского.
Есть и другая проблема. С точки зрения менталитета, Россия и Украина очень близки. Будут ли вызывать такие же симпатии и такой же рейтинговый отклик у украинских зрителей переживания и похождения героев западноевропейского образца, предсказать невозможно.
Что же касается возможного усиления патриотического тренда в отечественных киносюжетах, то, на взгляд Дениса Горшкова, телефильмы на тему российской истории, биографий видных деятелей СССР ( «Фурцева», «Галина», «Жуков» и др.) уже года два-три, как пользуются повышенным телезрительским спросом и успешно заполняют собой прайм. Но насыщения в этой нише не произошло, так что подобные многосерийные телефильмы продолжат снимать. Помимо этого, российский продакшн ориентируется на американские тренды, которые, правда, доходят до нашей страны с опозданием. Исходя из этого, можно предположить, что в ближайшие годы у нас активнее станут снимать многосерийные проекты в жанрах мистики и фэнтези.