Его имя указано в титрах, а вот Достоевского в них нет. Но дух его витает над этой самой длинной конкурсной картиной нынешнего фестиваля. «Зимняя спячка» талантливейшего турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана длится три с лишним часа. Ее герои разговаривают, рефлексируют, решают в турецкой глуши свои интеллигентские проблемы. Снять сегодня такую картину – равносильно подвигу. Поговорить о вечном, а не сиюминутном. Страдания и метания, свойственные русской интеллигенции, возложили на плечи ее турецких последователей.
Жюри, состоящее в основном из актеров, и вердикт вынесло весьма сумбурный и странный. Логики в нем никакой. Случайный расклад призов.
Андрей Звягинцев с Каннского фестиваля всякий раз без наград не уезжает. Это уже третья награда, отданная его фильмам. На этот раз «Левиафан" отмечен призом за лучший сценарий, который создавался в соавторстве с Олегом Негиным.
Получая награду, Андрей сказал: «На этой сцене должен стоять Олег Негин. Это его приз». Он благодарил руководство фестиваля, свою команду, которая присутствовала в зале, и отдельно продюсеров.
Британская картина «Мистер Тернер» Майка Ли, лидировавшая в течение всего фестиваля в рейтингах критиков, принесла ожидаемую награду исполнителю главной роли Тимоти Споллу. Он сыграл художника Уильяма Тернера. И оказался не только уникальным и непосредственным артистом, но и таким же человеком. Во время своей длинной речи он смотрел на экран мобильного телефона. Казалось, что отвечал Майку Ли на его поздравления. А потом зачитал сбивчивую и смешную ответную речь, не отрываясь от мобильника.
Вопреки ожиданиям, награду за лучшую женскую роль получила не французская актриса Марион Котияр, сыгравшая в картине братьев Дарденн «Два дня, одна ночь», а американская актриса Джулианна Мур. Она как всегда оказалась на высоте и сыграла в «Звездной карте» Дэвида Кроненберга труженицу Голливуда, женщину уже не на грани, а за гранью нервного срыва.
Дарденны вообще ничего не получили, что характеризует жюри странным образом. Пожалуй, единственное революционное его решение – присуждение Гран-при, то есть второго по значимости приза, итальянской картине молодого режиссера Аличе Рорвахер «Чудеса». Это ее второй фильм, и он вызвал самую противоречивую реакцию. Кто-то заклеймил его позором, но многие оценили простую и глубокую историю захолустной жизни семейства пасечника. В нем есть свежесть и жизнь, полная энергии, которая и не снилась некоторым мастерам.
Неброская и будничная картина американца Беннета Миллера «Foxcatcher» ("Охотник на лис"), рассказывающая о буднях спортсменов, принесла ему приз за лучшую режиссуру.
Приз жюри разделили присутствовавший на церемонии 25-летний канадский режиссер Ксавье Долан и 83-летний классик Жан-Люк Годар, на фестиваль не приезжавший, а наблюдавший за событиями из Швейцарии. На одну доску поставили картину «Мамочка" юного дарования и «Прощай, речь», снятую человеком, давно причисленного к иконам и священным чудовищам кинематографа, который замахнулся на старости лет на 3D.
Может быть, Годар и стар, и силы его покидают, но устраивать на сцене такую лобовую преемственность поколений было просто бестактно. Зато «Мамочка» очень актуальна своей тематикой. Особенно в Европе и Великобритании, где постоянно поднимается вопрос о том, можно ли кого-то отправлять на принудительное лечение и кто должен решать эту проблему.
«Золотую камеру» за лучший дебют жюри под руководством Николь Гарсия вручило картине, открывавшей программу «Особый взгляд». Ее название можно перевести как «Тусовщица», но точнее «Party girl» не скажешь. Весь фокус в том, что главная исполнительница сыграла саму себя – немолодую особу, дни и ночи проводящую в ночном клубе по роду деятельности, а потом вышедшую замуж за одного из завсегдатаев заведения. Правду жизни и реалити-шоу без прикрас сегодня ценят на всех уровнях.
Читайте онлайн-трансляцию церемонии закрытия Каннского кинофестиваля.