Станислав Сергеевич выступил на этот раз в роли художественного руководителя. Как признаются оба режиссера, с его поддержкой было гораздо проще и управляться с детьми на площадке, и получить согласие на участие в съемках целой команды звезд: от Елены Яковлевой и Виктора Сухорукова до Галины Польских и Ирины Скобцевой. А вот решение производственных вопросов осталось в ведении Екатерины Маскиной. Опытный продюсер, она работает с Говорухиным еще с фильма «Благословите женщину» и за идею запустить сразу два детских фильма ухватилась с радостью. Тогда она еще не подозревала, какого труда потребуют съемки этих двух на первый взгляд беззаботных картин.
— Министерство культуры начиная с 2012 года стало выделять бюджетные средства на создание десяти игровых детских кинолент в год, — говорит Екатерина Павловна. — Это уже большой шаг вперед. Но основная проблема в системе господдержки заключается в том, что объем выделяемых средств на детские фильмы несоразмерен затратам. Посудите сами: и на дебюты, и на экспериментальное кино, и на детские фильмы выделяется в среднем по тридцать миллионов рублей. При этом, по данным наших аналитиков, средняя стоимость отечественного фильма в 2012 году приблизилась к 90–95 миллионам. А ведь детское кино при прочих равных всегда дороже взрослого! Во-первых, при съемках детских фильмов ежедневная выработка понижается, а следовательно, растет количество съемочных смен. Только взрослые могут выдержать смену по двенадцать часов, а 6–7-летний ребенок не может работать в кадре дольше пяти. При этом мы, естественно, соблюдаем нормы Трудового кодекса. Отсюда съемочный период увеличивается минимум вдвое: занимает не месяц, а два. А значит, растет и бюджет.
Во-вторых, сама стилистика кино для детей требует ярких постановочных решений: спецэффектов, трюков, компьютерной графики, декораций.
В-третьих, Минкульт выделяет средства в размере не более 70% бюджета картины. Остальное должен найти продюсер. Что — когда дело доходит до создания фильмов для младшего школьного возраста (7–10 лет) — задача трудно выполнимая. Закон позволяет «в отдельных случаях» финансировать за счет госбюджета 100% сметы. Было бы правильно использовать эту норму. Иначе мы оставим самого юного зрителя без отечественных фильмов.
— Но у вас же получилось запустить в производство сразу два детских фильма?
— Это стало возможным благодаря тому, что у нас в команде собрались сплошь единомышленники. Такие звезды, как Лена Яковлева, Виктор Сухоруков, Галина Польских, Светлана Ходченкова, Сергей Никоненко, Светлана Аманова, Константин Крюков, Ирина Константиновна Скобцева, снимались практически бесплатно. Игорь Крутой бесплатно написал музыку, а Алсу бесплатно записала песню. Просто у всех нас есть дети — и нам небезразлично их будущее. Нам часто задают вопрос: как вы думаете вернуть деньги? Спрашивать так могут только люди, бесконечно далекие от наших проблем. Потраченные деньги мы сможем вернуть не раньше, чем приучим детишек ходить в кино. Когда сделаем в кинотеатрах специальный детский сеанс, билет на который будет стоить пятьдесят рублей — и не более. А специализированные детские телеканалы при этом сократят показ корейской анимации и примитивных ток-шоу и выделят достойное время для показа отечественных детских фильмов.
— Мало добиться, чтобы государство выделяло деньги на детское кино, надо еще сделать так, чтобы средства не уходили в никуда. До Фонда кино свои питчинги проводились в Минкульте, и в них наряду с известными кинематографистами выступали порой совершенно посторонние люди.
— Есть экспертный совет, который читает все сценарии, пишет на них рецензии и на основании этого допускает или не допускает претендентов к открытой презентации проекта. Надо, чтобы этот совет состоял только из кинематографистов, а не из случайных людей. Пока же ситуация складывается необъективно.
Вот в чем парадокс: есть люди, которые результатами своей работы, отношением к ним киносообщества, а главное — зрителей, доказали свою творческую состоятельность, но по непонятным причинам отстраняются от решения кардинальных вопросов развития и регулирования кинематографа.
— То есть нужно, во-первых, ужесточить отбор сценариев, во-вторых — увеличить государственные дотации?
— Да, но в первую очередь — решить проблему с прокатом детского кино в кинотеатрах и на ТВ. Сегодня создание специализированных детских каналов привело к тому, что центральные каналы полностью отказались демонстрировать детские фильмы.
Все это проблемы, которые нужно решать государству. Самостоятельно мы их решить не в силах. Главное, что мы все должны понять: проблема детского кино — более актуальная и важная, нежели все те, которые обсуждаются киносообществом и муссируются в СМИ. Речь идет не только о воспитании — привитии вкуса, интеллекта, если хотите, — будущего кинозрителя, но и о нашем будущем. Кинематограф имеет мощнейшее воздействие на ум, психику, сознание ребенка и подростка. Без яркого, убедительного детского кинематографа невозможно сформировать умную, сильную духом личность, обладающую твердой гражданской и нравственной позицией.