Обе экспозиции — лишь малая часть приобретенного архива, чья коллекция насчитывает порядка тысячи наименований. Открытие выставки в Ивановском художественном музее (в постоянной экспозиции здесь Казимир Малевич, Ольга Розанова, Петр Кончаловский) посетил экс-министр финансов, член попечительского совета фестиваля «Зеркало» Алексей Кудрин. Он рассказал, что когда на торгах сумма подскочила до астрономической цифры свыше миллиона фунтов, ему пришлось сделать ряд звонков «знакомым предпринимателям», чтобы заручиться их поддержкой. За полгода, что прошло после сенсационных торгов, архив разобрали по типу экспонатов: рукописи, фотографии, личные письма, газетные вырезки, аудиодневники, которые режиссер начал вести в эмиграции. Кое-какие аудиокассеты уже оцифровали — голос Тарковского можно послушать здесь же, одновременно рассматривая финальную версию сценария «Ностальгии». Сейчас ведется работа по оцифровке всего архива. Подразумевается, что позже электронная версия архива станет достоянием общественности. Плюс администрация Ивановской области строит гостиницу рядом с домом-музеем Тарковского в городе Юрьевце, куда со временем должен будет переехать архив целиком. Явно рассчитывая таким образом значительно увеличить поток туристов и ученых, заинтересованных бесценными документами из личной коллекции одного из самых влиятельных режиссеров двадцатого века.
Планы, что и говорить, масштабные, однако пока этот бесценный лот выглядит скорее красавицей, заточенной в высокую башню. Бросается в глаза очевидная бедность обеих выставок — временной в Иванове и постоянной в Юрьевце, — которая проявилась и в оформлении, и в масштабе экспозиции (скажем, в том же Юрьевце сейчас из всего масштабного архива выставлено с десяток рукописных листов и несколько стендов с фотографиями), и в качественном составе гостей. Не считая Алексея Кудрина и Павла Лунгина (президента фестиваля «Зеркало»), сестры Тарковского Марины Арсеньевны и итальянской актрисы Домицианы Джордано, сыгравшей на пару с Олегом Янковским главные роли в «Ностальгии», основной публикой на презентации архива стали сами журналисты. Плюс британский актер Рэйф Файнс, приехавший к концу фестиваля специально ради поездки в Юрьевец, где сейчас выставлен черновик письма Тарковского Брежневу о прокатной судьбе фильма «Андрей Рублев».
«Зеркало» еще семь лет назад вдохнуло в малую родину Тарковского новую жизнь. Каждый год местные жители и умельцы со всей Ивановской области устраивают гостям фестиваля своего рода ярмарку, очаровывая их песнями и плясками, угощая разносолами собственного приготовления, а также расстегаями, медовухой, квасом и самогоном. И одаривая изделиями из ситца, глины и керамики. Впрочем, рассчитанная скорее на иностранных гостей, чем на исследователей Тарковского, ярмарка эта неизменно достигает успеха. Вот и Рэйф Файнс растворился в российской провинции, как героиня Ксении Раппопорт в фильме «Юрьев день». Британский актер уже ступал на малую родину Тарковского два года назад в качестве председателя жюри фестиваля «Зеркало» (после чего находчивые организаторы включили его в состав попечительского совета — в один ряд с Алексеем Кудриным, Андреем Кончаловским и Евгением Мироновым). Тогда же он познакомился с актрисой и режиссером Верой Глаголевой, предложившей Файнсу сыграть роль Ракитина в фильме «Две женщины» — экранизации пьесы Тургенева «Месяц в деревне». С тех пор актер не только отпустил выразительные баки, но и плотно занялся изучением русского языка. Вот и публику в Юрьевце он приветствовал на русском и почти без акцента. Впрочем, судя по аплодисментам, гораздо больше, чем звезде «Списка Шиндлера» и «Английского пациента», местная публика была рада диктору Первого канала Екатерине Андреевой, также приехавшей на фестиваль в ранге почетной гостьи. Эта сцена повторилась на церемонии закрытия. Рэйф Файнс и Екатерина Андреева вручали приз зрительских симпатий фильму Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Файнс за тридцать секунд выдал почти весь запас выученных за последние три месяца русских слов. Андреева же решила завести с ним разговор на русском прямо на сцене. Выглядело это как классическая юмореска на тему иностранцев за рубежом. Заметив, что Рэйф не понимает ее русской речи, Екатерина принялась поставленным дикторским голосом повторять то же самое, но медленно и по слогам. Миниатюра под условным названием «Трудности перевода» получила новое развитие с выходом на сцену награжденного Алексея Федорченко со съемочной группой.
— Я очень рад этой награде, для меня она тем более неожидаемая, потому что фильм на фестивале для зрителей по техническим причинам был показан на марийском языке, без закадрового русского перевода, — рассказал Алексей.
Гран-при фестиваля достался дебюту китаянки Хуан Цзи «Яйцо и камень», которая в 2012 году взяла одного из «Тигров» Роттердамского кинофестиваля, присуждаемых лучшему первому или второму фильму. Минималистичной драме о 14-летней девочке в женоненавистническом Китае. Семь лет назад от нее буквально отказались родители, уехав на заработки в город и оставив ее с тетей и дядей. Но и им она не сильно нужна — в обществе, где ценятся только мальчики, потому что их с детства можно эксплуатировать на тяжелой работе, ей сложно найти себе место. Название фильма одновременно и его центральная метафора: маленькая девочка предстает вначале мягкой и уязвимой, как яйцо, но, пройдя через испытания насилием и кровью, в конце становится тверже камня. Хуан Цзи наделала на родине много шума, став одной из немногих женщин-режиссеров, получившей главный приз международного кинофестиваля, но из-за жестко поставленной проблемы в фильме так и не получила прокатную лицензию. В Плёс она приехала с годовалой дочкой Тихиро, которую она вместе с мужем-японцем Рюдзи Оцука (он еще и оператор ее дебютного фильма) назвала в честь главной героини мультфильма Хайо Миядзаки «Унесенные призраками».
— Я хотела, чтобы наша дочь так же, как героиня мультфильма, смогла преодолеть все испытания в жизни, каких бы монстров ей ни послала судьба, — улыбаясь, рассказывала режиссер.
Ее оптимизм, смелость и незаурядный талант, складывающийся из внутренней свободы и строгой самодисциплины, а вовсе не помпезно-провинциальная презентация купленного за баснословные деньги архива Тарковского, в итоге стали самым мощным впечатлением от фестиваля.