«Кинотавр»-2013: интим, любовь и социалка

Ситора Алиева: "Внимание - на личную жизнь"

24-й «Кинотавр» объявил участников всех своих конкурсов и назвал членов жюри. Председателем жюри основного конкурса назван режиссер Александр Митта, которому недавно исполнилось 80, но в нем бурлит такая творческая энергия, которая многим молодым и не снилась. В общем, мэтров на кинофестивале в Сочи в этом году будет всего два: Митта и Говорухин. Станислав Сергеевич дал свою новую картину «Weekend», с Максимом Матвеевым в главной роли убийцы поневоле, на открытие «Кинотавра». Алексей Учитель свою «Восьмерку» по одноименнной повести Захара Прилепина еще не закончил, зато делегировал в основной конкурс двух своих учеников — Юрия Быкова с фильмом «Майор» и Таисию Игуменцеву с лентой «Отдать концы». Они приедут на Черное море с Лазурного берега — после показа на Каннском фестивале.

Ситора Алиева: "Внимание - на личную жизнь"
Ситора Алиева

тестовый баннер под заглавное изображение

Но выбирать фильмы из массы присланных на участие, как говорит программный директор ОРКФ «Кинотавр» Ситора Алиева, было далеко не всегда так легко и приятно, как с представителями студии Учителя «Рок». Наоборот, по сравнению с прошлым годом резко увеличилось количество работ, состоящих из одних клише. Причем как в жанровом кино, так и в том, что претендует называться авторским.

— Очень много непрофессиональных, необдуманных лент пришлось посмотреть, — заявила «МК» Ситора Алиева. — Из 69 присланных для отбора картин рассматривать серьезно можно было только 30. Все остальное — телемувики, самопальное кино и как бы снятое профессионалами, но по лекалам, состоящее из стереотипов и с предсказуемым сюжетом.

— Но ты все равно все досматриваешь до конца? Нет желания после первых же кадров подобных работ выключить или поставить на ускорение?

— Я все смотрю. Мне всегда нравилось, что молодые, никому не известные люди присылают нам свои фильмы — доверяют свои дебюты. Но, увы, чаще всего они не способны внятно пересказать историю, найти свой способ ее изложения.

— А было ли желание с кем-то поработать, докрутить, как в прошлом году случилось с победителем «Кинотавра» фильмом «Я буду рядом» Павла Руминова? Ведь это ты же его уговорила, посмотрев телесериал на этом же материале, сделать из него полнометражную картину.

— Такой возможности в этом году и не было: фильмов несли много, времени на них было очень мало. Самое главное, всегда интересно — о чем, откуда берется история, в каком ключе она рассказывается. Тенденция нынешнего года — внимание переключилось на личную жизнь, исповедальные истории, поданные смело, без внутреннего цензора. Яркий пример — дебютная лента Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места», в которой играют Юрий Колокольников, Юлия Ауг, Олеся Судзиловская. Она снята на таком уровне откровенности, какой в российском кино еще не было. Это истории жителей мегаполиса, каждый из которых по-разному трактует свободу личной жизни, не боясь запретов — ни общественных, ни личных. Другой режиссерский дебют — продюсера Максима Панфилова «Иван, сын Амира» — тоже откровенная история любви и взаимоотношений одной женщины, которую сыграла звезда польского и теперь уже российского кинематографа Каролина Грушка, и двух ее мужей. В роли одного из них — Дмитрий Дюжев. История любви есть и в «Диалогах» — дебюте Иры Волковой, продюсером которого стал Сергей Сельянов. Смотря ее, понимаешь, что это глубоко личная история, разбитая на новеллы: отношения с родителями, отношения с мужчинами, с самой собой. В «Диалогах» — яркий актерский состав: Владимир Меньшов, Евгений Стычкин, Агния Кузнецова, Ольга Сутулова, Евгений Цыганов, Мария Шалаева, Александр Яценко. А в картине Юсупа Разыкова «Стыд» есть жизненная трагедия женщин, чьи мужья погибли на подводной лодке, и они остались жить одни, на краю земли, в маленьком военном гарнизоне далеко на Севере. Это крайне редкий случай картины высокогуманной. Причем показано это на частной истории одной женщины.

— А качество за темой поспевает?

— Безусловно, да.

— Почему в этом году у вас так много лент, уже показанных на других фестивалях и которые успеют побывать еще где-то перед «Кинотавром»?

— Их видели только за границей. Это нормально. Большая постановочная картина с самым большим бюджетом из всех конкурсных лент Бахтияра Худойнозарова — три года съемок в песках — «В ожидании моря», с Егором Бероевым в главной роли, открывала последний Римский фестиваль. «Разносчик» молодого режиссера Андрея Стемпковского был в Роттердаме. «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко участвовали в основном конкурсе Римского фестиваля, в Висбадене получили два приза, которые крайне редко совпадают: приз зрительских симпатий и приз кинопрессы ФИПРЕССИ. «Небесные жены...» — тоже, кстати, фильм, состоящий из частных историй, — 23 новеллы о марийских женщинах, снятые на марийском языке. И тут тоже много эротики. Сам режиссер называет свою работу «фильмом-орнаментом, фильмом-календарем, новым марийским Декамероном». А картина Юрия Быкова «Майор» не прошла отбор на Берлинский фестиваль, зато за нее неожиданно ухватились в Каннах — взяли в «Неделю критики». Обычно в этой программе оказываются картины совершенно иной стилистики. «Майор» — картина, снятая в энергетически мощных ритмах американского кино, так же смонтированная. И к тому же самая смелая по содержанию — в социальном плане — на сегодня в нашем кино. (По сюжету у майора полиции рожает жена, и он, мчась к ней в роддом, сбивает насмерть мальчика на пешеходном переходе. Его попытка скрыть преступление приводит к новым смертям. Юрий Быков называет своего главного героя Дьяволом, Мефистофелем, Воландом. — Е.А.)

— Социальные проблемы — вторая тенденция этого года?

— Да. Мощный пример — дебютная «Жажда» Дмитрия Тюрина о человеке, пришедшем с кавказской войны, о том, как трудно ему адаптироваться в мирной жизни. Социальная составляющая сильна и в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Это редкая в наше время экранизация современного произведения — достаточно громкого романа пермского писателя Алексея Иванова. Снималась на родине автора. Константин Хабенский сыграл в ней главную роль — учителя географии местной школы. Считаю, что это одна из его самых лучших ролей.

Всего в основном конкурсе 11 игровых картин и одна документальная — «Труба» Виталия Манского — о жизни людей, связанных газовой трубой, проходящей через их страны. Фестиваль пройдет со 2 по 9 июня.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру