Андерсен, который живет в Петербурге

Сергей МИГИЦКО: «Как-то мы с Мишей Боярским ухитрились сыграть спектакль на час короче, чтобы успеть на матч «Зенита»

Сергею Мигицко 23 апреля — 60! Юбилей народный артист России отметит на сцене родного Театра имени Ленсовета в ближайшую субботу — играя своего знаменитого городничего в «Ревизоре». Сергей Григорьевич родился в Одессе, но со студенческих времен стал питерцем. Известность пришла к нему в 1977 году с выходом фильма Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга», где он сыграл Хлестакова. Снимается он много — в кино («Искусство жить в Одессе», «Ловушка для одинокого мужчины») и сериалах («Доктор Живаго», «Литейный»). На канале «Культура» ведет программу «Кто в доме хозяин». Эльдар Рязанов снял его в главной роли в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» — и кажется, именно таким лучший сказочник на свете и был — с манерами и внешностью Сергея Мигицко, так его образ совпал с нашими представлениями.

Сергей МИГИЦКО: «Как-то мы с Мишей Боярским ухитрились сыграть спектакль на час короче, чтобы успеть на матч «Зенита»
«Андерсен. Жизнь без любви».

тестовый баннер под заглавное изображение

— В спектакле «Несколько пролетов вверх», который поставлен Романом Овчинниковым специально для вас с артистами из разных театров, немалую часть действия занимают рассказы о студенческой театральной юности. Часто ли вы вспоминаете о ней в реальной жизни?

— Часто. Мой актерский путь долог и полон разных эмоций и перипетий, есть у меня и победы, и кое-какие поражения, но студенческая жизнь и первые самостоятельные шаги в профессии — самые дорогие воспоминания. Тот, кто хочет быть артистом, не понимает, какая плата его за это ждет. И порой до сцены не доходят очень способные ребята, которые показывают в студенчестве очень хорошие результаты. Наш учитель Игорь Владимиров спровоцировал нас много заниматься самостоятельно. Он сказал: «Из вас здесь артистов никто делать не будет. Вы сами ими станете, а мы будем этот процесс контролировать».

Боже мой! Что мы только не творили! «Мы» — это я, Олег Леваков, Лариса Луппиан и Алена Ложкина. Мы своей четверкой делали огромное количество наблюдений, капустников, шаржей, мы сидели в институте до ночи. Я не был самым главным трудоголиком, больше всех работала Лариса Луппиан. Мы над ней посмеивались и придумывали всякие клички типа Куратор. Она получала повышенную стипендию и, помимо того что постоянно фантазировала с нами, играла еще в куче отрывков: ее все хотели видеть своей партнершей. Поэтому-то тема творчества и входа в профессию в спектакле — одна из самых важных. И в этом нет ничего надуманного.

— Вы упомянули о жертвах, связанных с профессией. Чем конкретно пришлось пожертвовать вам?

— Главное — временем. Как у меня его не было, так и нет сейчас. Про субботы и воскресенья я вообще забыл. Я не знаю, что такое выходные, практически все они рабочие. А это значит, что я не имею возможности общаться с друзьями, которые в субботу и воскресенье отдыхают. Меня зовут куда-то, а у меня спектакль, собирается компания, ребят из которой я полгода не видел, а я прийти не могу. Когда я могу, они не могут. Скучаю я по друзьям, скучаю! Опять же спортивные соревнования, которые в моей жизни занимают большое место. Хочется посмотреть футбол на стадионе, а я на сцене в этот момент. Но есть, правда, всякие хитрости и уловки. Как-то — я не буду называть матча и спектакля, но они были в один день — мы с Мишей Боярским ухитрились сыграть спектакль на час короче. «Зенит» тогда бился с очень важным соперником. Потом мы прыгнули в машину и приехали на второй тайм. Такая жертва была ненапрасной: наши победили.

— С годами ваш болельщицкий пыл не затухает?

— Он загорается раз и навсегда. Это меня «укусило» с детства, с пяти лет. Начинал болеть за одесский СКА, потому что это армейский клуб, а у меня отец был военный. Потом я болел за родной «Черноморец», а уж когда приехал в Питер, стал болеть за «Зенит». А сильный ли у меня пыл, спросите у моих соседей по трибунам. Кресла я, конечно, не ломаю, дымы не пускаю. А в остальном болею без ограничений.

— Как при такой занятости и нагрузке удалось сохранить семью и воспитать детей?

— Это тоже проблема. Иногда не хватает твердого отцовского слова для дочек, какого-то назидательного тона, ну просто нет сил. Но я надеюсь, что воспитание идет личным примером. Михаил Боярский работает гораздо больше меня, и едва ли он ходил за Сережей с Лизой и грозил им пальцем. Но дети получились замечательные. На своих девочек я тоже пожаловаться не могу. Старшая дочка Катя подарила мне внука Арсения, она работает в сложнейшем театре «Ленком» и делает там успехи. И я счастлив, что именно там, потому что сам когда-то мечтал попасть в «Ленком». Младшая дочка Аня учится в театральном вузе, и пока я ей повторяю слова своего учителя: она сама должна работать.

— Не подходит за советом?

— Подходит, но я лишь мягко даю направление. Я не ее педагог и не беру на себя смелость учить.

— Вы дружите с Михаилом Боярским. Слышала, что каждый день рождения отмечаете вместе. Это правда?

— Нет, были и исключения. Я не могу сказать, что мы с Михаилом как шерочка с машерочкой. Мы абсолютно разные люди, но при этом у нас — вот парадокс! — очень много общего. Я его люблю не за то, что он д’Артаньян, такой знаменитый и талантливый. Я меряю его совершенно другой линейкой. Миша очень добрый, интеллигентный, не завистливый, что тоже важно. Мне нравятся в нем такие вещи. В этом году, думаю, он придет на мой праздник.

— А кого еще хотите позвать?

— Была б моя воля, весь Петербург бы пригласил! Но этого я не могу. В этот день я играю свой новый спектакль «Несколько пролетов вверх». Но на афише нет слов «юбилейные торжества по случаю…» и т.д. Есть спектакль, к его концу подойдут близкие друзья, с которыми я по полгода не вижусь и по которым скучаю. Мы обнимемся и отпразднуем. Конечно, приглашу и своих театральных партнеров, которых тоже очень люблю. Может, кто-то сюрпризом зайдет, ничего этого я не знаю. Но повторю: никакого специального торжества и подведения итогов не будет. Я к этому не готов. Вот такая цифра вдруг получилась! Шестьдесят. Ну и слава богу, что я на ходу, что бодр, активен и в профессии.

«Ревизор». Городничий.

— Дочка Катя поздравлять приедет?

— Да, приедет. И внука Арсения привезет. Ему сейчас 10 месяцев, и я недавно подарил ему костюм «Зенита» его размера.

— Мне очень понравилось, как вы в спектакле легко порхаете в танце. Тренируетесь в спортзале?

— Стараюсь держать форму, но без особого фанатизма. Футбол, волейбол, баскетбол, спортивный зал. Я обязательно двигаюсь. У артиста же колоссальная психофизическая нагрузка, и он не может встать с постели, где недавно читал книгу, и сразу юлой понестись по сцене. Для этого и существуют тренировки, и так думаю не я один. Снимался недавно в кино с молодым партнером. Так вот в обеденный перерыв все шли есть, а он оборудовал себе в комнате спортзал и качался. Мои аплодисменты!

— Расскажите о ваших последних съемках?

— Я не веду активную киножизнь. И не считаю себя выдающимся киноартистом, но мне очень нравится сниматься. В последнее время были скромные роли, на два-три съемочных дня. Но я никогда не отказываюсь от таких предложений, мне нравятся локальные яркие работы. Буквально неделю назад в Москве я снялся у студентки 5-го курса ВГИКа, сценарий по мотивам рассказа Набокова «Символы и знаки». Получил огромное удовольствие в компании молодых ребят-пятикурсников. И устал — но это хорошая усталость.

— А многие актеры ругают сегодняшних сценаристов и режиссеров, говорят, что от предложений отказываются…

— Я другой актер, не помню, чтоб мне предлагали плохие сценарии.

— Вы многое сыграли, а все-таки — чего еще хотите? О чем мечтаете?

— «Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многого хочется!» (Смеется.) Я не знаю. Мне интересна эта профессия, и пока позволяет энергия, я счастлив в ней трудиться. Я мечтаю, чтобы мои близкие были здоровы и любили друг друга, чтобы дочери были счастливы, чтобы младшая поймала свою синюю птицу, желаю, чтобы у нас в Театре имени Ленсовета было все хорошо, чтобы наша труппа сохранилась. И чтобы «Зенит» стал чемпионом России в очередной раз и чтобы добился на европейской арене чего-то серьезного. Я бы хотел, чтобы процветал Петербург и чтобы у нас было больше солнечных дней.

— А для себя лично? Торт со свечками?

— Очень люблю тортики, но за них приходится платить лишними килограммами. В свой день рождения непременно съем кусочек, я ужасный сластена и люблю вкусно поесть. Я не гурман, я не заказываю мидии в чесночном соусе с небольшим добавлением оливкового масла и вкраплением душистого сандала. Но, если я узнал, что где-то вкусно жарят котлеты или чебуреки, этого я не пропущу!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру