Выступление пришлось повторить целых три раза — по настоятельным требованиям публики. Вот изящная рыжеволосая Катарина появляется, наяривая цирковой марш на кухонной эмалированной воронке. На актрисе — почти клоунский и все же вполне женственный наряд: просторный комбинезон из мягкой ткани, шляпка, красный носик-шарик… В руках — круглый чемодан, крышка которого изображает циферблат со стрелками и названиями месяцев. Шумный выход сменяется доверительным обращением к залу:
— Сегодня на сцене не будет жонглеров и дрессировщиков, зато мы откроем для себя тайну, о которой понятия не имеют взрослые. Они уверены, что дети рождаются в капусте, что их покупают в магазинах или приносят птицы. И даже сочиняют сказки о том, как девочка появилась в чашечке цветка или как мальчика сделали из полена. А на самом деле…
Стрелка устанавливается напротив слова «июль», движется к слову «октябрь», и «чемодан-живот» открывается. Там из «семечка» (как положить его в живот к маме, «знает только папа») успел вырасти симпатичный глазастый «червячок». По ходу действия он набирает размер и становится все больше похож на будущего малыша. Этот кукольный герой всегда готов к общению, активен и любознателен. Также с удовольствием поглощает свой завтрак, обед и ужин из специально проведенного в его «домик» крана. Азартно орудует маленькой метлой, готовясь к «визиту» врача. Участвует в выборе своего имени. И даже посылает маме письма-рисунки с портретами пока незнакомого ему папы.
В общем, зрители узнают множество подробностей из жизни будущего младенца в неназидательной игровой форме.
Например, собственными глазами видят «метель в животе», которая начинается потому, что будущая мама съела мороженое. Слышат, как чихает эмбриончик, если мама простудилась (а вот принимать лекарства ему нельзя, только витамины и чай с медом). Из чемоданчика слышится испуганный писк: «Ой, я выпаду наружу, если меня будут так раскачивать!» — когда мама оказывается в переполненном автобусе. Тут следует очередной интерактивный эпизод, и грустно признать — самыми активными его участниками чаще становились девочки: они охотнее мальчиков уступают свои места. Пережив «девять счастливых, а иногда немного опасных месяцев», малыш готовится выйти в большой мир — но это, как сообщает его сценическая мама, «совсем другая история».
Эксцентричная и притом деликатная форма, в которой ведет рассказ обаятельная актриса, изобретательный и тщательно выполненный реквизит (художник Франтишек Липтак), остроумный текст, лишенный трусливой уклончивости и назидательного пафоса, — все в спектакле говорит о богатом опыте общения авторов с маленьким зрителем, глубоком знании особенностей его восприятия и искреннем уважении к нему. Недаром «PIKI» десять лет работали в телепрограмме «Алле-ап», сочинили и сыграли для нее около 4000 спектаклей (основой для многих стали письма детей, в которых они рассказывали любимым телегероям о своих мечтах и проблемах). Как рассказал в короткой беседе Любо Пиктор, «ребенок-зритель — это всегда наш равноправный партнер и даже соавтор».
Словацкие артисты увезли с собой заслуженную награду, традиционный приз коллег по фестивалю — деревянного Щелкунчика. А зрителям оставили самые добрые впечатления и надежду на то, что «PIKI» вернутся в Россию еще не раз.