— Вы встречаете день рождение в рабочем режиме — на открытии своей выставки в Бахрушинском музее...
— Так и есть. А 10 апреля будет вторая выставка в Третьяковской галерее. Я разделил театр и станковое искусство. В Бахрушинском музее — огромное количество декораций, костюмов, макетов спектаклей. И еще инсталляция, посвященная альманаху «Метрополь» и Белле Ахмадулиной.
— Сколько спектаклей вошло в ретроспективу? Многим пришлось пожертвовать?
— Я не старался все отразить. Это и не нужно. И так все перегружено. Спектакли разных лет, в разных театрах.
— Перебирая давние работы, вы всем довольны, чувствуете, что ваш стиль эволюционировал?
— По отношению к своим работам я всегда настроен очень самокритично. Если бы я сейчас начинал, сделал все по-другому.
— Сейчас многие столичные театры отремонтировали и они получили новые сцены-трансформеры? Изменился подход к сценографии?
— Сейчас ничего не нужно, сейчас период минимализма, а раньше был наоборот — роскошества. Это миф, что подход к новым сценам какой-то другой. Всегда одно и тоже — или человек имеет в себе художественное начало или не имеет. А все остальное вопрос добавочных возможностей.
— А какой спектакль с вашей сценографией был любимым у Беллы Ахмадулиной?
— Нет, ее все это не интересовало. Но я всегда помню про Беллу и в связи с этим сделал проект памятника, где Белла во весь рост. Я думал поставить его в Тарусе. Сейчас этот вопрос решается. И я надеюсь на благосклонность властей города, чтобы этот памятник был поставлен. Это мой дар городу.
— Он будет рядом с памятником Марине Цветаевой?
— Я бы хотел, чтобы он стоял на высоком берегу Оки в двухстах метрах от памятника Марине Ивановне Цветаевой, который я ставил как архитектор в 2006 году, а сделал его скульптор Владимир Соскиев. А памятник Белле — уже моя работа.
— Будем надеяться, что вам удастся осуществить эту идею. Но раньше откроется ваша ретроспектива в Третьяковской галерее, где представите свои новые работы. Какие сюрпризы ждут зрителей?
— Портреты, натюрморты, композиции в разных техниках — в живописи, в офорте и даже в акварели. Есть портреты Беллы. Есть балерины, отдыхающие между занятиями. И две крупные инсталляции.... Одна из них «Обыск». По-моему, очень актуальная тема. Инсталляция посвящена жертвам сталинских репрессий.
— Речь пойдет и о судьбе Михаила Плисецкого?
— О судьбе Мейерхольда, Мандельштама и прочих мучеников. Сейчас это максимально актуальная тема. А вторая крупная инсталляция посвящена Венедикту Ерофееву. Это видоизмененный вариант той работы, которую я уже показывал. Но теперь она решена по-другому.
— А знаменитая инсталляция «Мастерская художника», воссоздающая атмосферу вашей мастерской на Поварской, будет в Третьяковке?
— Это не подъемно для меня сейчас. Да и не нужна она — нельзя одно и тоже показывать. Будут новые работы. Художник не может стоять на месте.
— Вы не первый год работаете над мемуарами. Когда книга выйдет в свет?
— Фрагменты опубликованы в февральском номере журнала «Октябрь», там и раньше выходили мои воспоминания. Другие фрагменты выйдут в апреле и мае. А когда выйдет книга ответить затрудняюсь. Может быть в конце года. Посмотрим. Она еще требует доработки.