Учреждена премия в 2011 году КиноСоюзом — молодой общественной организацией, возникшей в противовес Союзу кинематографистов, бессменно возглавляемому многие годы Никитой Михалковой. А названа в честь кинорежиссера Элема Климова, создателя таких фильмов, как «Иди и смотри», «Агония», «Прощание», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». С его именем связаны демократические преобразования в Союзе кинематографистов, который Климов возглавлял в боевые годы: в 1986-1988 годах. Тогда кинематографисты оказались в авангарде перестройки, а жизнь в киносообществе бурлила.
Регламент премии предусматривает, что члены КиноСоюза в течение семи месяцев голосуют на сайте этой организации за понравившиеся им картины. В список для голосования этого года внесли полнометражные игровые, документальные и анимационные ленты, вышедшие в прокат с 1 января по 31 декабря 2011 года. Конечно, именно этот пункт вызывает некоторое недоумение. Хорошо было бы нагнать время и охватить 2012 год, тогда и значимость премии бы повысилась. Оценки выставлялись по десятибалльной системе. При этом, картину должны посмотреть не менее двадцати процентов голосующих, чтобы избежать лоббирование со стороны небольших групп, заинтересованных в том или ином результате. За процедурой голосования можно было следить в режиме он-лайн.
В десятку лидеров этого года вошли: «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, «В субботу» Александра Миндадзе, «Елена» Андрея Звягинцева, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, «Охотник» Бакура Бакурадзе, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, «Родина или Смерть» Виталия Манского (единственная документальная картина в этом списке), «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, «Фауст» Александра Сокурова и «Шапито-шоу» Сергея Лобана. По 8,4 балла набрали сразу два фильма - «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Андрей Звягинцев лично получал награду из рук главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, а вот Александр Сокуров присутствовал на церемонии виртуально. Собравшимся показали видеозапись вручения ему премии «Элем» в Санкт-Петербурге. Произошло это событие накануне. Интересно, что оба лауреата, вспоминая об Элеме Климове, говорили о его жертвенности в профессии и по отношению к товарищам. А Александр Сокуров вспомнил о том, как Климов сжигал себя ради блага Союза кинематографистов. Андрей Звягинцев, как всегда, немногословно рассказал о своем новом проекте «Левиафан». Он сейчас работает над режиссерским сценарием, который наполняется все большим драматизмом и выходит на уровень библейских размышлений. Поводов для веселья в нашей жизни становится все меньше, отсюда и трагизм восприятия происходящего в мире.
В списке аутсайдеров по результатам голосования оказались картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» (у него 4,4 балла), «Цитадель» (3,7), «Служебный роман. Наше время» (3,3).
Вел церемонию кинокритик Леонид Павлючик. Печально лишь то, что собрала она небольшую группу журналистов. А кроме Андрея Звягинцева, Андрея Смирнова, Виталия Манского и Даниила Дондурея, никого из кинематографистов не было. Неудивительно, учитывая тот факт, что мероприятие проходило в закрытой для свободного доступа организации. Даже Виталий Манский - один из потенциальных лауреатов и активных деятелей КиноСоюза - с трудом прорвался в помещение, не имея пропуска. Организатором следует задуматься не только о месте проведения церемонии, но и имидже. «Элем», по тому, как задумана эта премия, дает волю творческой фантазии и может со временем стать одним из самых изящных кинособытий.