Интересно, что до сих пор сохраняются в тайне некоторые имена игроков, бившихся за архив с представителями Ивановской области и дошедших до миллионного рубежа. Разрешил рассекретить себя разве что «инкогнито из Латвии» — продюсер Борис Тетерев, в намерения которого входил прокат архива по миру с последующей передачей его музею кино (какому, не уточняется). Были среди конкурентов и мощные иностранцы. Имя одного из них нам известно — это датский кинорежиссер Ларс фон Триер. Интересно, что теперь поступают новые предложения, связанные с предметами, так или иначе имеющими отношение к Тарковскому. Люди предлагают мебель из дома в Юрьевце, некогда ими купленную и сохраненную, рукописи режиссера. Но теперь все это будет приобретаться без аукциона. Сестра Тарковского Марина Арсеньевна опасается, как бы не было среди всплывающего наследия суррогата и подделок. Она хотела бы посмотреть и на ту мебель, которая якобы принадлежала их семье. Не окажется ли она всего лишь «осколком мнимого метеорита из Челябинска», на которые пошел спрос. Вот как прокомментировала Марина Тарковская возвращение архива в Россию:
— Для меня это важное событие. Тот архив, который оказался у Ольги Сурковой, мне не знаком и цены не имеет. Там есть вещи, требующие изучения, оцифровки, кропотливой архивной работы. Мне дорого каждое слово Андрея, каждая его фотография. С нетерпением жду того момента, когда смогу прикоснуться к архиву. Интересно посмотреть дневники Андрея 1979–1986 годов, что-то из них публиковалось. Но если сравнивать разные источники, то в них есть расхождения в датах. Поэтому так важно увидеть оригинал, канонический текст без постороннего вмешательства. Друзья моего сына Михаила Тарковского, а он — охотник и рыболов — живет в селе на Енисее, очень переживали по поводу завышенной цены архива. Однако нельзя негативно относиться к его владелице Ольге Сурковой. Она собрала и сохранила эту коллекцию, приезжала в Москву и предлагала купить архив за скромную сумму в 30 тысяч долларов. Но никто не откликнулся. А теперь она нашла такой путь — продажа через аукцион Sotheby’s. Надо сказать несколько слов в ее защиту.
На вопрос «МК» о том, будет ли Ольга Суркова привлечена к работе над архивом, требующим постраничного исследования, Марина Тарковская ответила так: «Книга Ольги Сурковой «Тарковский и я. Дневник пионерки» сыграла негативную роль в наших личных отношениях. Она не имwела права издавать такую желтую книгу, ведь имя себе Ольга Евгеньевна сделала благодаря Тарковскому. Не знаю, сможем ли мы привлечь ее к работе. Вспомнила Марина Тарковская и про музей в Заовражье, где царит бедность, а ведь именно в этом доме родился ее брат...
Презентация новой экспозиции планируется в июне 2013 года, во время Международного кинофестиваля им. Тарковского «Зеркало», который пройдет в Ивановской области. Представят посетителям 32 аудиокассеты, 13 мини-дисков с голосом Тарковского, четыре солидных фотоальбома, включающих зарубежные поездки режиссера, печатные сценарии фильмов «Белый, белый день» («Зеркало»), «Солярис», «Сталкер», отличающиеся от окончательного варианта, а также покадровый план этих картин и письмо Тарковского Брежневу по поводу возможности показа «Андрея Рублева» в Советском Союзе.
Как в Ивановской области распорядятся этим богатством после того, как отгремят фанфары? По словам Михаила Меня, команда специалистов будет работать над архивом, а разместят его в каменном здании Исторического музея Юрьевца, расположенного рядом с деревянным домом Тарковского. Уже поступило предложение построить рядом гостиницу, номера которой будут стилизованы в духе разных фильмов Тарковского. Так что постоялец сможет выбирать — жить ему в интерьерах «Сталкера», «Соляриса» или «Ностальгии».