Эти лаборатории существуют для режиссеров и во имя режиссеров. Худрук проекта Марат Гацалов прекрасно знает, с какими трудностями сталкиваются начинающие. Но здесь, в «Мастерской», им дается возможность поработать в настоящем театре. Им — это реквизиторский цех, костюмерная, две сцены, свет и звук. Ставьте современную драматургию, классику, русскую, зарубежную, сочиняйте свое. Но только ставьте!
На этот раз в проекте — пять режиссеров и пять эскизов спектаклей для самых маленьких. Удивительное дело — лучшими оказались те, где пьесы вообще не было. Такое впечатление, что структура пьесы, даже самой гениальной, заставляет режиссера быть паинькой и идти на поводу у уже заданных схем. Может, и драматургия отдаляется от живого театра? Ясно только, что сегодня пьеса не может родиться в отрыве от сцены: энергия режиссера — тот джойстик, что создает новую реальность.
Молодой режиссер из Красноярска Никита Рак выбрал пьесу «Луиза/Медведи» француженки Карин Сер и полностью в нее погрузился. И тут же проявились недостатки пьесы: текста много, «воды» много, тема выдуманного друга у одинокого ребенка не нова... И режиссер спрятался за текстом. Совсем другая история получилась у выпускника СПбГАТИ Вячеслава Игнатова. Его «Инструкция по засыпанию» — спектакль, полностью основанный на действии.
Вот у входа в зал зрителей встречают элегантные медсестры в белых халатах и взъерошенный молодой человек. Они-то и проведут для малышей инструкцию по засыпанию! На каждого наденут «спецодежду» — ночнушку из мягкой белой ткани, в зале уложат на мягкий белый пол — ну чистая простыня! Инструктор расскажет о том, как важен и полезен сон, что такое быстрый сон и даже сонный паралич, а в процессе лекции сам несколько раз вырубится... Здесь научат считать овец и предложат заснуть («Кто уже заснул, поднимите руку!»). А потом всех накроют белым одеялом и даже дадут подушки, чтобы ими... кидаться. Еще сверху сбросят кучу белых бумажек — как пух! Просто, смешно, неожиданно и полезно — вот что такое хороший детский спектакль.
Наконец, «Детский сад стихов» поставила выпускница ГИТИСа Полина Стружкова. Получился не спектакль, а маленькое чудо. Впрочем, тут отдельное спасибо молодым артистам Надежде Лумповой и Ивану Орлову. Внешность у ребят такая, что не поймешь: то ли им по 10 лет, то ли под 30. В этом спектакле пьесы тоже нет, есть стихи — подумать только — Стивенсона, автора «Острова сокровищ». Но начинается все с прозы. «Вообще-то мы феи. Но если быть человеком, я бы хотела быть маленькой девочкой». — «А я взрослым». — «Дети сладкого больше едят». — «Зато взрослые пьют кофе сколько угодно». — «А дети могут попасть куда захотят». — «А взрослые могут просто взять и пойти куда захотят». Две фигурки отбрасывают две тени: одну большую, взрослую, другую маленькую, девчачью. И под контрабас творится волшебство.
Лаборатория изначально создавалась как инструмент для создания нового репертуара в Центре драматургии и режиссуры. Но проект разросся, один театр не может все вместить. Гацалов говорит, что рассчитывает на внимание руководителей московских театров: «Наш проект существует как биржа труда для режиссеров».