1 декабря 1962 года все высшие чины Политбюро во главе с Никитой Хрущевым прибыли в Манеж на выставку «30 лет МОСХ». Осмотрев основную экспозицию и покритиковав картины Роберта Фалька, Николая Андронова и Павла Никонова, чиновники поднялись на антресоли, где рядом со столовой нашли авангардные работы творческой студии Элия Белютина и картины Эрнста Неизвестного, которые окончательно вывели генсека из себя. Хрущев на многие годы загнал отечественный авангард в подполье.
Историю разноса той выставки, напоминающую детектив и обросшую за полвека всевозможными легендами, теперь воссоздали в Манеже. На третьем этаже выставочного зала поставили небольшой павильон: на нем, под названием проекта, виднеются тени мужчин и женщин.
- Это участники той выставки в Манеже, - поясняет Ольге Голодец и Владимиру Мединскому куратор проекта Григорий Заславский. – Встав рядом с ними, мы можем почувствовать себя участниками тех событий.
Но Мединский и Голодец, минуя тени, направляют во внутрь павильона. Здесь на стенах мелькают карды советской кинохроники – лица членом Политбюро, в том числе и Никиты Хрущева. По всему периметру стен установлены витрины, где можно найти артефакты, связанные с выставкой и ее участниками. Вот билет на выставку, а рядом напечатанный на машинке список участников, три варианта развески экспозиции (каждый художник по-своему воспроизвел ее спустя годы). А дальше представлено то, что сделали эти художники – значки, этикетки, иллюстрации к учебникам, календари…
- Эти художники были важной частью культурной среды последующих десятилетий, - рассказывает куратор. – Леонид Рабичев вместе с супругой Викторией Шумелиной делали, например, календарь советских железных дорог, эмблему аэрофлота, этикетки для шампанского, спичечных коробков, эмблемы заводов. Вера Преображенская, староста белютинской студии, была автором иллюстраций массы книг – для учебника сольфеджо и биологии. А Майя Филиппова работала декоратором на "Мосфильме".
- То есть это были ведущий высокооплачиваемые авторы? – интересуется Мединский.
- Ведущие – да, высокооплачивыемые нет, - отвечает куратор.
Второй зал выставки – узкое пространство, где схематично повторяется развеска тех работ, которые утеряны. А в третьем зале – сохранившиеся оригиналы картин, которые были представлены художниками студии Элия Белютина - здесь чуть больше десятка работ. На одной из них – картине Леонида Мечникова «Карьер» - карандашом обведено место, куда плюнул Хрущев.
- Выставка интересная и поучительная, она показывает как меняется искусство со временем, - говорит «МК» министр культуры Владимир Мединский после просмотра. – Этот проект надо пропагандировать, ведь истина – дочь времени, а не авторитета. Многие вещи, которые 50 лет назад называли шокирующими, сегодня кажутся даже банальными. Вмешательство государства в свободное творчество, великое, ужасное и трагичное, со временем начинается казаться смешным, а власть в глазах потомков выглядит клоуном.