За основу взята грустная повесть Айтматова о женщине, потерявшей на войне всех трех своих сыновей и мужа. Она остается совсем одна с младенцем на руках, оставшимся от умершей при родах невестки. Родившийся мальчик и внуком-то ей не является, поскольку отцом его был совершенно посторонний мужчина, «пожалевший» и «утешивший» вдову, а затем сбежавший к законной жене. В
— «Материнское поле» мы нашли только в Интернете, поскольку повесть почему-то сейчас не издается в России. Я впечатлился до слез, когда читал. Летел в самолете, сидел и ревел, и мне было все равно, что обо мне подумают — рассказывает режиссер-хореограф спектакля Сергей Землянский.
Пластически точно, используя возможности своего тела, каждым движением донося мысль и выражая эмоции работают в спектакле семь молодых актеров. Придумавший саму идею с постановкой айтматовской повестью Владимир Моташнев (он играет Старшего сына), Средний сын — Евгений Плиткин, Младший — Родион Долгирев, Отец — Сергей Миллер, Невестка — Анастасия Панина, Мать-Земля — Ольга Демина, и конечно Мать — Анна Кармакова. И движение это никогда не бывает пустым. Оно всегда значимо и зримо.
Донести до зрителя образный поэтический язык Айтматова на сцене вообще нелегко, но хореографу не один год поработавшему в известном екатеринбургском коллективе «Провинциальные танцы», который и славится умением передавать в танце едва уловимые состояния человеческой души, удалось найти пластический эквивалент айтматовской поэзии в прозе.
Актриса в черном облачении с покрытой головой подходит к играющей на виолончели женщине. Это Толгонай на склоне лет ведет свой нескончаемый диалог с полем рождающим урожай, с Матерью-Землей.
Известный зачин айтматовской повести, как и всё произведение, в котором мать потерявшая детей предается воспоминаниям о прожитой жизни, рассказывая Земле обо всем самом сокровенном, переданы казалось бы скупыми хореографическими средствами, простыми незатейливыми движениями и жестами, которые и танцем-то назвать трудно. И музыка вроде простая, но щемящая — от студии SounDrama (Павел Акимкин, Ольга Демина).
Пронзительна мизансцена, когда под грохот проходящего на фронт мимо станции эшелона Мать слышит крик сына («Мама!» было единственным словом, произнесенным в спектакле), и от него в руках у неё остается только брошенная им шапка. Все эти детали, переданные лишь пластическими средствами в похожей на обряд пластической истории, тонко доносят дух и поэтику айтматовской повести. Но и зрители никогда не читавшие это произведение, а наскоро ознакомившиеся с напечатанным в программке либретто, в этом «спектакле без слов» всё поймут.
— Это другой выразительный язык, другой способ существования на сцене, нежели тот к которому артисты и зрители привыкли в театре — рассуждает хореограф-постановщик. — Для меня здесь главное — мотив семейных отношений, семейных ценностей. Мне кажется, что на сегодняшний день мы их утрачиваем, теряем, и именно б этом важно говорить.