Музыкальный эксперт Нобелевского концерта маэстро Казиник в столицу приезжает не впервые: в его гастрольном графике этот пункт значится дважды в год. Он рассуждает о музыке, как о пище для мозга, и главная теория, которую музыкант неустанно повторяет, - "человек - это приемник, который иногда в силу своей "испорченности", ненастроенности на нужную волну не может воспринимать музыку Баха, Моцарта или Бетховена, поэтому надо ему помочь настроиться".
Хотя на детские концерты Казиника часто приносят даже грудничков, рекомендуемый возраст слушателей - от 5 до 10 лет. С концерта для самых юных "Музыка смеется" в Международном Доме Музыки Казиник начнет свои выступления. Организаторы говорят, что им важно снять страх у детей перед классической музыкой. Поэтому выступление будет максимально смешным, несерьезным и дурашливым.
- Мы хотим показать детям, что музыка, которую взрослые люди называют серьёзной, на самом деле лёгкая, весёлая, шутница и хохотунья, - говорит Михаил Семёнович. - Мы развеем заблуждение, что классическая музыка непонятная, скучная, мрачная и не модная. А у родителей будет возможность убедиться в том, что они родили гениальных детей.
Картинка с московского концерта двухлетней давности: сцена зала "Гнесинки" трещит от топота десятков детских ног. По ступенькам карабкаются даже те, кто "ходит" пока только на четвереньках. В этот момент Казиник во фраке с бабочкой больше похож на Деда Мороза с волшебной палочкой, чем на эксперта "нобелевки". Как он умеет управляться с беснующейся малолетней гвардией, непонятно. Однако через пять минут "тренинга" кажется, что даже младенцы на сцене легко отличают Баха от Моцарта, чем приводят в восторг сидящих в зале мам и пап.
Взрослым слушателям в тот же день Казиник откроет "Тайные знаки гениальности" - величайшие загадки творческого импульса и неведомые пути, которыми приходят к гениям мелодии и гармонии. Для большей наглядности лекции помогать маэстро будет "золотая флейта" России Максим Рубцов, лауреат 13-го Международного конкурса им.Чайковского Евгений Румянцев (виолончель), пианист Илья Овчинников и скрипачка Верустиния Щур-Овчинникова.
Еще одна загадочная тема отдельного концерта, вызывающая пока больше вопросов, чем ответов, - "Гоголь. Россия. Музыка". О чем тут речь: о музыке в произведениях великого писателя или, наоборот, речь пойдет о гоголевских хрестоматийных персонажах и темах, перебравшихся в музыкальные сочинения? В концертном зале РАМ им.Гнесиных Казиник обещает рассказать всю правду о Гоголе - то, о чем не принято говорить на уроках в школе: кто он - отец-основатель русской литературы или эпигон? Кто в писательском мире сумел избежать его влияния и почему цензура пропустила "Ревизора"?
- Гоголь - достаточно сложная тема, и речь пойдет в первую очередь о Гоголе-писателе, - говорит директор концертов Казиника. - Это одна из любимых тем Михаила Семеновича, его конек. Но получилось так, что про Пушкина он говорил много - была у нас даже серия "Пушкиниада", а вот про Гоголя в таком формате впервые. Наверное, это один из самых ярких и неординарных концертов, с неожиданным прочтением и трактованием, поиском скрытых смыслов. Он будет читать, размышлять, все это будет подкреплено музыкой. Вечер пройдет с участием вокалиста - выпускника Центра оперного пения Галины Вишневской.
А если взглянуть на музыкальное искусство еще свободнее и шире? Например, построить мост из прошлого в сегодняшний день, махнуть от Баха и прочих классиков в мир джаза и импровизаций - вместе с фортепианным трио, исполняющим известные и любимые произведения трех столетий в шесть рук. Попурри "Три века на трех роялях", задуманное Михаилом Казиником, пройдет с участием Александра Вершинина - профессора японского Университета Курашики Сакуе и доцента Московской консерватории, лауреата молодежной премии "Триумф" Дмитрия Илугдина и композитора Андрея Разина. Музыканты покажут, насколько возможен диалог между традиционным классическим и современным исполнением и как сегодняшние музыканты могут разговаривать на языке классики.