Натюрморт под колоколами

«МК» узнал о тайне, которую до сих пор хранила колокольня московского монастыря

В последнее время случаются одна за другой «громкие» находки произведений искусства. То на замурованную скульптуру в Эрмитаже наткнулись, то икону на башне Кремля обнаружили, то бесценный столовый сервиз из потайной комнаты петербургского особняка извлекли... «Сюрприз», о котором стало известно «МК», — из той же серии. На колокольне Новодевичьего монастыря в заброшенном помещении нашлось несколько картин-росписей, сделанных известным советским художником.

«МК» узнал о тайне, которую до сих пор хранила колокольня московского монастыря
Роман Семашкевич.

— На них мы наткнулись случайно, когда обследовали второй ярус монастырской звонницы, — рассказывает один из архитекторов, занимающихся подготовкой проекта реставрации колокольни Новодевичьего. — Там до 1812 года был храм, а справа от него обнаружилось вырубленное в толще стены крошечное помещение. Темное, без окон, на полу у входа старое тряпье валяется... Внутри этой каморки размером 1,5×3 метра стены покрыты почти сплошным ковром росписей. Но это не церковная живопись, а вполне «светские» картины: морской пейзаж, какие-то людские фигуры, ваза с букетом цветов... За поворотом стены открылась надпись: «Здесь жил и работал над тайнами реальности... Р.Семашкевич. 9.07.1934».

Покопавшись в старых газетах, можно узнать, кто же скрывается за этой подписью. Имя мастера не входит в топ-десятку советских художников, но скорее всего лишь потому, что Роману Семашкевичу судьба отпустила лишь очень короткий срок жизни и творчества. Родился в 1900-м, закончил Высший художественно-технический институт в 1930 г., а зимой 1937-го «чрезвычайная тройка» приговорила к расстрелу «за антисоветскую агитацию».

«Яркая звезда», «глубоко самобытный мастер», «обладатель секрета свежего колорита»... В числе учителей Семашкевича был знаменитый живописец С.Герасимов. Его произведения высоко ценили известные литераторы — В.Маяковский, Ю.Олеша, И.Ильф, В.Катаев... Начиная с 1930 г. и вплоть до ареста Роман неоднократно принимал участие в выставках, входил в известную группу художников «Тринадцать» (В.Милашевский, один из основателей этой группы, так говорил о Семашкевиче: «Он был как некий самородок, чистый вид изобразителя, из которого все перло само собой — драгоценности видений, красок, образов... Он был явлением замечательным... Живописец с большой буквы».) Работы этого молодого мастера приобретали коллекционеры и музеи, в том числе Третьяковская галерея, Русский музей. Однако большинство произведений пропало после ареста: их забрали из квартиры, где жил художник с женой, сотрудники НКВД, и больше никто никогда уже не видел этих живописных полотен и рисунков (наверное, чекисты их попросту уничтожили). Лишь в 1958 г. Семашкевич был реабилитирован. А начиная с 1990-х состоялось несколько его посмертных выставок, благодаря которым, как писали искусствоведы, «стал окончательно виден творческий облик замечательного мастера, выделявшегося даже среди других выдающихся художников — его современников».

Но как могли оказаться работы Р.Семашкевича на стенах убогой комнатушки в Новодевичьем монастыре? Одно из вероятных объяснений дает информация о том, что молодого живописца опекал его куда более маститый и известный коллега — художник Владимир Татлин. Известно, что в те годы он много времени занимался воплощением своей мечты: создавал «летательный аппарат будущего» — махолет «Летатлин». И делал это в мастерской, оборудованной в одном из зданий закрытого Новодевичьего монастыря! Вероятно, именно благодаря Татлину Семашкевич тоже получил пристанище для «работы над тайнами реальности» в этой бывшей монастырской обители. По воспоминаниям жены художника, Надежды Мироновны, его преследовала хроническая нехватка денег (картины свои Роман Матвеевич, не умея торговаться, продавал буквально за бесценок). Отсюда и постоянно возникающая проблема: на чем писать, чем рисовать? А не работать Семашкевич не мог, потому из-за отсутствия денег на холст порой писал картины буквально на чем попало — даже на полотенцах, кухонных клеенках. Видимо, одной из «замен холсту» стали стены маленькой комнатки на колокольне.

Случайно сделанная находка архитекторов-реставраторов — четыре картины-росписи — может уже в ближайшее время погибнуть: живописный слой нанесен прямо на побелку, многие фрагменты уже утрачены.

— Не сразу поймешь, глядя на одну из картин, что там в лодке под парусом, недалеко от берега, плывут люди... Зато чайки над морем хорошо видны, — рассказывает «виновник» этой находки.

После состоявшегося разговора корреспондент «МК» позвонил в Третьяковскую галерею. Специалисты из отдела живописи первой половины ХХ века сообщили, что о работах Семашкевича, сохранившихся на стенах колокольни Новодевичьего монастыря, им ничего не известно и данная информация представляет интерес. В итоге автор этих строк выступил в роли связного между музейщиками и реставраторами. Будем надеяться, что это поможет быстрее разобраться в ситуации с необычной живописной находкой. А спешить надо — ведь росписи там, в заброшенной каморке на колокольне, осыпаются, и если эти произведения действительно принадлежат кисти замечательного художника, спасать их надо незамедлительно!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру