На счету режиссера Грега МакГилвэри уже более 45 лет работы в документальном кино. Его работы не раз номинировались на премию «Оскар» («Живой океан», «Дельфины») и собрали в мировом прокате более миллиарда долларов, что является рекордом для документального кино. По словам режиссера, «съемки животных — это долгие часы ожиданий и поисков». Материал для
Так как летом в Арктике солнце почти никогда не заходит, операторы могли работать почти круглосуточно, не упуская ни одного важного момента. Но самым удивительным оказалось то, что главные герои фильма — белая медведица с медвежатами — нашлись в момент, когда полярная киноодиссея уже близилась к своему завершению.
— Когда ты снимаешь документальное кино, такое иногда случается, — говорит режиссер. — Это воспринимается как настоящий дар. Снимать семью белых медведей почти целую неделю двадцать четыре часа в сутки с такого близкого расстояния — еще ни одной съемочной группе так не везло. Возможно, медведица решила, что присутствие людей сможет оградить ее от куда большей опасности — скитающихся в поисках пищи самцов полярных медведей, которые могут утолить голод ее малышами.
Подводные съемки вели профессиональные дайверы. Один из них, Крэнстон, известный своими подводными съемками акул, нашел оригинальный способ заснять плавающих медведей. Он предложил погрузиться чуть ниже уровня, на котором они обычно плавают, и навести на них фокус снизу. Режиссер Макгилври объясняет: «Он дожидался момента, когда из свойственного им природного любопытства животные приближались к камерам, и начинал снимать. К счастью, медведи не любят нырять слишком глубоко, поэтому, находясь вне зоны их передвижения, Крэнстон чувствовал себя относительно спокойно».
Моржи, а особенно их детеныши, также проявляли изрядное любопытство к съемочному процессу.
— Нам удалось заснять великолепные кадры всей колонии, — рассказывает продюсер Шон МакГилвэри, сын режиссера. — Однажды во время подводных съемок моржиха и ее детеныш устремились прямо на камеры, и получилось, что малыш как будто поцеловал объектив перед тем, как отскочить обратно к поверхности воды. Всё, правда, могло закончиться по-другому, если бы моржиха восприняла съемочную группу как потенциальных врагов. Будучи несомненно общительными и очаровательными животными, моржи при этом могут быть и крайне агрессивными. В среднем вес взрослого самца составляет 900 кг, а некоторые особи могут достигать 1,5 тонны. И для самок, и для самцов характерно наличие бивней внушительных размеров.
Для съемок под водой пришлось проделать отверстие во льду, толщина которого была примерно 1,5 метра. Через них дайверы ныряли в холодные арктические воды. В руках у них были камеры, предназначенные для подводной съемки весом 180 кг. После 45 минут нахождения в воде руки киношников коченели, а сознание начинало медленно отключаться. В этот момент надо было успеть поскорее пробраться к выходу на поверхность.
В «Арктике» звучит музыка, специально для фильма написанная композитором Стивом Вудом, и песни легендарного Пола Маккартни, который известен миру не только как выдающийся музыкант, но и как борец за спасение окружающей среды и вымирающих видов животных.
— Это огромное холодное пространство оказывается хрупким и совсем беззащитным перед человеком, — говорит Чулпан Хаматова. — Я бы очень хотела, чтобы этот фильм посмотрели все: и дети, и взрослые. И каждый найдет что-то свое... Кто-то увидит арктические пейзажи, изумительные по своей красоте, кто-то услышит прекрасную музыку Пола Маккартни, а кто-то полюбит главных героев этого фильма — маму-медведицу и ее маленьких белых медвежат. Каждый из нас в ответе за своих детей, как и эта бесстрашная медведица из фильма, и каждый из нас в ответе за планету, которую мы им оставляем...