Тени дома литераторов

8 сентября, в рамках работы традиционной книжной выставки-ярмарки, которая открылась на ВВЦ, состоится презентация новой книги Андрея ЯХОНТОВА «Тени Дома литераторов»

В ней собраны апокрифы, предания, байки, анекдоты, легенды знаменитого особняка, расположенного на Большой Никитской и известного москвичам своей так много вмещающей аббревиатурой — ЦДЛ… Отдельные персонажи этого произведения лишь отдаленно напоминают своих прототипов, а совпадения имен, характеров событий и цитат и вовсе носят случайный характер.

На стенде 45 (зал А, ряд А) будут представлены и другие книги писателя: «Койка», «Учебник Жизни для Дураков», «Учебник для Дур», «Закройщик времени», «Бывшее сердце», «Коллекционер ошибок», «Роман с мертвой девушкой», сборник пьес «Выпьем за Девятое мая». Начало встречи в 13.00.

В качестве приглашения — главы новой книги.

8 сентября, в рамках работы традиционной книжной выставки-ярмарки, которая открылась на ВВЦ, состоится презентация новой книги Андрея ЯХОНТОВА «Тени Дома литераторов»
Рисунок Алексея Меринова

тестовый баннер под заглавное изображение

ФАБРИКА ЖЕН

«Литгазету» помимо всех положенных ей по праву лестных эпитетов можно назвать еще и фабрикой писательских жен. Симпатичные корреспондентки, сопровождая делегации литераторов, бывая в командировках, постепенно сближались с героями своих репортажей, делались для них родными и привычными... Без любви жизнь уныла.

Сошлюсь на Михаила Дудина:

Мне из этой из поездки

Захотелося домой:

Кербабаев, Бабаевский,

Ну а бабы — ни одной!

Что может связать теснее, чем тянущиеся до первых петухов полные искрящихся шуток посиделки, чем учиняемые принимающей стороной лукулловы застолья, чем фанфаронски распущенные павлиньи хвосты ухажеров и долу опущенные лукавые глазки скромниц-интервьюерш? Семьи тех и других далеко, вне пределов видимости, тут, на расстоянии от опостылевшей бытовой преснятины, посреди южных широт или суровых северных пейзажей, так приятно нежиться в компании спаянных общей высокой просветительской целью и принадлежностью к одному кругу представителей, будем прямо говорить, элиты!

Случались столь трогательные, красивые, прямо-таки рождественские сказки, что делалось тепло на душе. Главный редактор журнала «Дружба народов» Сергей Баруздин, потеряв жену, тяжело занемог. В больнице его навещала по доброте душевной до того бравшая у него интервью журналистка «ЛГ» Роза Сафарова. Она стала Розой Баруздиной. У Сергея Алексеевича и Розы появился сынок Миша.

КУРОРТНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Должность консультанта по украинской литературе в аппарате Союза писателей СССР занимал Иван Карабутенко — высокий, бритый наголо мужчина. (В штате наличествовали консультанты по всем национальным литературам — таджикской, туркменской, литовской, азербайджанской, а в иностранной комиссии состояли на службе консультанты еще и по литературам соцстран: Вьетнама, Кубы, Монголии.)

С Карабутенко и его маленьким внуком я оказался на пляже писательского Дома творчества в Пицунде. Вскоре туда приехали Юрий Николаевич Верченко — он был, напомню, одной из центральных фигур в руководстве СП — и Татьяна Архангельская, мы работали вместе в «Литгазете» и дружили. Таня, хрупкая и миниатюрная, смотрелась рядом с крупным Юрием Николаевичем тростиночкой.

В ней было много непосредственного и смешливого — того, что нравится не только взрослым, но и детям, внук Карабутенко сразу к Тане приластился и не отходил ни на шаг. Они серьезно беседовали, вместе купались. Верченко, появлявшийся на пляже нечасто и на очень короткое время, становился помехой их общению, ребенок хотел, чтобы Таня принадлежала только ему. Он настолько к ней проникся, что сказал: «Ты моя невеста». Таня перевела взгляд на Юрия Николаевича и поинтересовалась: «А кто этот дядя?». Мальчик, ни секунды не колеблясь, ответил: «Твой дедушка».

Таня тихонько рассмеялась. Юрий Николаевич мрачно ухмыльнулся. Их реакция не шла ни в какое сравнение с фейерверком мимики и ужимок, которые продемонстрировал Карабутенко-старший. Он побелел, покраснел, бритый череп собрался складками, консультант по украинской литературе забормотал: «Юрий Николаевич, вы, может быть, думаете, что он повторил мои слова...».

На протяжении последующих дней Карабутенко много раз подходил к Верченко и пытался дообъясниться и извиниться — иногда один, иногда таща с собой мальчика, так и не понявшего, что плохого он сделал и из-за чего настоящий дедушка огорчен и негодует.

ФЕОФАН И АНЯ

В течение долгого времени автор гимна, поэт, драматург, баснописец и крупный литературный функционер Феофан Грек казался мне личностью предельно ясной. Легко предугадываемой и не выходящей за рамки образа, который он сам для себя придумал (а власть ничего против не имела): сфинкс, атлант, взваливший на плечи и держащий вкупе с еще несколькими титанами нелегкий небосвод отечественной культуры.

Наши мимолетные, по необходимости происходившие встречи (ради согласования какой-либо официальной хроники о деятельности Союза писателей для газеты, где я работал) не обещали сделаться поводом сближения.

Вдруг все в один миг переменилось. Меня, мало кому известного автора, сочинившего повесть о буднях ипподрома, пригласили принять участие в торжественном заседании, посвященном двухсотлетию обнаружения в горном предместье Тифлиса табуна лошадей Пржевальского. С приветственной речью к собравшимся (форум проходил в павильоне «Коневодство» на ВДНХ) обратился доставленный лихой русской тройкой (звенели колокольчики под дугой) прямо к трибуне Феофан.

Я фланировал по залу, похожему на огромное стойло и попахивавшему навозом, не зная, с кем обменяться словечком. Внимание привлекла незнакомка с приспущенной на лицо вуалью и фужером красного вина, который она манерно подносила к губам: ломкие пальчики, смелое декольте, исполненный печали вид... Эта особа не была создана для одиночества! Рубиновый цвет напитка в бокале, охваченном кричаще-бордовыми коготками, платье карминного оттенка, ярко накрашенные морковно-вишневые губы — весь конгломерат пламенеющих оттенков походил на хитроумно скроенную мулету. Я приблизился. Мы молчаливо чокнулись — в прямом и переносном смысле. Я предложил ей немедленно отчалить (вместе со мной). Она задумчиво кивнула. Но с места не двинулась. Мы стояли будто внутри заколдованного, очерченного невидимой линией круга. Никто к нам не приближался.

Стоявший в отдалении за поперечным президиумным столом и беседовавший, кажется, с министром сельского хозяйства Феофан (дивно мерцала в сгустившемся вокруг меня полумраке сумасшествия Звезда Героя Соцтруда на его лацкане!) буквально оттолкнул своего конфидента и ринулся к нам, топоча по старинному, с кое-где отскочившими половицами паркету. Обычно он перемещался неспешно, вальяжно, а тут шагал, как в сапогах-скороходах, семимильно. На нем были туфли тонкой кожи, а он гремел! Таким я его никогда не видел.

Он в своих сединах, несмотря на гордую осанку и прямую спину фехтовальщика, воспринимался мною до этого мига стариком. Похожим на большую, умную, выдрессированную жизнью мышь. Микки-Маус человеческих размеров. С серебристыми усиками. Сейчас передо мной стоял (да нет, не стоял, а гарцевал) грозный кентавр, упругий, разъяренный самец. Он разве что хвостом себя не хлестал по бокам от бешенства.

В разговор вступила томная карминно-карменная красавица. Она оказалась сметливее меня. Вытянув губы трубочкой, просюсюкала:

— Феофанчик... Поедем все вместе. Ко мне...

Феофан засопел. Поправил сползшие с переносицы очки и подтянул сбившийся узел галстука.

Прибыли в писательский дом на улице Усиевича. Кем была незнакомка? Я гадал. Дочерью мастера художественного слова? Родственницей крупного начальника, сумевшего приобрести квартиру в элитном кооперативе? Начинающей поэтессой, по протекции Феофана поселившейся здесь?

Посреди комнаты, в которую мы, скинув в прихожей пальто, гуськом вошли, располагалась утопленная в полу ванна. Маленький бассейн. По краям водоема зеленели не искусственные, а живые пальмы. Мягко струилось лунное сияние из шарообразного, стоявшего в углу светильника. Феофан достал из бара югославской неполированной стенки (высший шик!) хрустальные рюмки. Я с изумлением обнаруживал в себе пробуждающуюся наглость. И покорность судьбе. Я думал: пусть он меня растопчет. И хорохорился: не растопчет. Мы потягаемся: кто кого?

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПОДОБНЫХ ИСТОРИЙ

Сподвижник Феофана по Союзу писателей Анатолий Аккуратов перемещался от законной жены Сони к новой возлюбленной Глаше (в соседний дом) и разрывался между двумя привязанностями. Я оказался вовлечен в его заморочку. Аккуратов метался между двумя квартирами, как теннисный мячик между двумя ласковыми ракетками... Глаша и Соня были добрейшими, деликатнейшими, предупредительными. Я беседовал с ними поочередно.

Мы с Аккуратовым приезжали к Соне, и он говорил: «Побудь с ней, займи ее», — и убегал к Глаше.

Мы приходили к Глаше. Аккуратов говорил: «Посиди с ней, я скоро вернусь», — и убегал к Соне.

А ему ведь еще надо было сочинять повести. (Читки для друзей обычно проходили в доме Глаши. Перепечатывала рукописи Соня.) Необходимостью появляться в Союзе писателей он правдоподобно объяснял той и другой долгое или краткое отсутствие в их домах.

Анатолий Аккуратов был наимягчайшим и заботливейшим. Он страшился причинить боль Соне, но и с Глашей не мог расстаться. Однажды приехал ко мне в редакцию бледный и заплаканный, попросил запереть кабинет, где я сидел, изнутри и зарыдал:

— Глаша сказала: мы не будем больше встречаться. Мне этого не вынести!

Все вокруг были добрейшими, милейшими, тончайшей организации существами, и все были несчастливы или не полностью счастливы...

Сценарист «Осеннего марафона» воплотил в фильме свою собственную драматическую историю. «Я любил двух женщин как одну», — писал Вознесенский, передавая суть неразрешимой ситуации.

По-настоящему смешным — на драматическом фоне перечисленных мною эпикурейств — можно назвать единственный эпизод: комедиограф, красавец гренадерского роста, зная, что муж его пассии должен уехать на охоту, поспешил купить огромный букет и наведаться к даме сердца. Под ее квартирой (она жила на втором этаже) находилось меховое ателье. Гренадер позвонил в дверь. Открыл муж. Что предпринять в такой ситуации? Сатирик сделал лицо каменным, зрачки — фиксированно неподвижными, пробежал по лицу вопросительно застывшего мужчины подушечками пальцев и уточнил:

— Соломон Абрамович? Я за шапкой. Готов мой заказ? Цветы — вам.

И отдал букет.

Муж добродушно рассмеялся:

— Вам этажом ниже, уважаемый.

И хотел проводить мнимого слепца до ателье, но тот, поблагодарив, поспешил смыться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру