Гусары, не молчать!

В Москве шумно отметили 50-летие «Гусарской баллады»

«Счастье в том, что основные создатели фильма живы и даже не в маразме», — сказал Эльдар Рязанов на праздновании 50-летия его «Гусарской баллады». Эх, каждому из нас быть бы не в таком маразме! Но разве такое возможно?

В Москве шумно отметили 50-летие «Гусарской баллады»

То, как зажигал на вечере режиссер Рязанов, — отдельная песня. Хотя песен в этот вечер было великое множество, их исполняла Лариса Голубкина. Начала с романса на стихи Марины Цветаевой «О бедном гусаре замолвите слово», а закончила, конечно же, разудалым «Давным-давно...» Голубкина вообще практически не садилась, так и заявила: «А можно я буду стоять?» Такая шикарная, молодая, задорная, кто сказал, что прошло уже 50 лет? Не верю!

С таким аналитическим умом Эльдару Александровичу точно нужно работать в бюро прогнозов. Однажды только запнулся, рассказывая про замечательную актрису Добржанскую. Когда-то молоденький Эльдар увидел ее в спектакле «Давным-давно» Театра Советской Армии, где она играла Шурочку Азарову, и влюбился безвозвратно. «Потом она у меня дважды играла матерей, сначала Деточкина, затем Новосельцева...» Повисла театральная пауза, и ведущий вечера Вячеслав Шмыров поправил: «Не Новосельцева, Лукашина». — «Ах, ну да, я столько снял, что уже путаюсь». Путайтесь, мастер, вам это очень идет!

Затем народ в зале оказался свидетелем публичного спора между режиссером и главной героиней: по каким же причинам попала в фильм Лариса Голубкина? Рязанов вспоминал: «Сначала мы пробовали Светлану Немоляеву, но она тогда была такая пампушка, что гусары, если бы не обнаружили в ней женщину, могли показаться просто полными идиотами. Потом Людмилу Гурченко. Она мне тогда не понравилась, текст забывала. Оказалось, что у нее в семье были нелады, а я, дурак, не спросил, даже не поинтересовался. Виноват, конечно, но Людмилу Марковну пришлось забраковать. А больше всего мне понравилась Алиса Фрейндлих, вот уж была настоящая Шурочка! Но Лариса все равно всех победила». «Все потому, — парировала неугомонная г-жа Голубкина, — что я тогда по-настоящему девицей-то и была. В этом мое счастье». «Конечно, — подтвердил Рязанов, — у тебя тогда ни спереди, ни сзади ничего не было. Помнишь, я тебе сказал, чтобы ты два месяца ходила только в мужской одежде? Помогло, вылитый мальчишка получился!» «Да ладно, — „обиделась“ героиня, — у меня тогда талия 56 сантиметров была. Да я и сейчас практически такая же, разве что пополнела чуть-чуть». Ух, кокетка!

Далее Эльдар Александрович, вдохновившись общением с певуньей и хохотуньей Голубкиной, начал вспоминать о мужчинах, о тех, кого он пробовал на роль поручика Ржевского. «Сначала это был Александр Лазарев замечательный. Он уже тогда женился на Немоляевой. Видите, я чуть не снял семейное кино. Но не судьба. Затем пробовался Слава Тихонов, блистательный, великий артист, нежнейший человек. Не прошел тогда. И долго у нас с ним не получалось, один раз он мне отказал, потом я ему. А снял я Славу в своей последней для него картине „Андерсен“, он там Бога сыграл. Но лучшим Ржевским, не в обиду Юрию Яковлеву будет сказано (он здесь в зале сидит), был Юрский. А Юра уже потом появился».

Гусары, не молчать!

Гусары, не молчать!

Смотрите фотогалерею по теме

Юра действительно появился, Юрий Васильевич Яковлев собственной персоной. Он медленно зашел на сцену, так же медленно, опираясь на палочку, подошел к микрофону... Этого уже было достаточно: зал после совсем небольшого оцепенения встал — и люди начали кричать «Браво!». Соскучились по блистательному артисту. Овации не стихали еще очень долго, затем Юрий Васильевич таки взял слово: «Извините, но в отличие от Шурочки я все-таки сяду». Сел, и в зал полился его такой знакомый (до слез!) бархатный тембр.

Это был мастер-класс! Вот вам русский язык, на котором уже почти не говорит никто. Чистый-чистый, простой и аристократический вместе с тем. Вот вам юмор, ирония фирменная, яковлевская. Боже, он это все в себе сохранил!

«Я все-таки дорасскажу, — прервал восхитительную ноту Эльдар Рязанов, — про Яковлева. Я ему говорю: „Юра, а ты на лошади-то умеешь?“ „Ха!“ — ответил Юра. В смысле с детства скачками занимаюсь. Подвели коня, смотрю, Юра сделал большие глаза, очень удивленные, даже испуганные чуть-чуть. А потом его подсаживали человек восемь. Но ничего, научился».

Воспоминания лились, как шампанское. «А помните, Эльдар Александрович, как вы меня уговаривали со второго этажа прыгнуть?, — это Голубкина. — А я отказывалась наотрез, говорила, что у меня радикулит. И тогда вы взяли сами и прыгнули». «С закрытыми глазами, я хорошо помню», — вставил кто-то из съемочной группы. «Я все боялась, боялась, — продолжала Лариса Ивановна, — а потом кто-то подошел сзади, толкнул, я полетела... И так восемь дублей. 50 лет прошло, а до сих пор нога болит, туфли на каблуках теперь не могу надевать». «По тебе не заметно», — сделал комплимент Рязанов. — «А я хорошо свои недостатки умею скрывать».

Тут еще Владимир Досталь подключился. 50 лет назад на съемках «Гусарской баллады» он вообще еще был никто, мальчик на побегушках. А вот постепенно стал замечательным продюсером. «Помните, Эльдар Александрович, как мы с оператором, Володей Нахабцевым, захотели вас тоже на лошади покатать? Поехали втроем, а Володя потом говорит: „Что-то медленно как-то“. Ну, мы и прибавили. Так и ваша лошадь тоже решила не отставать. Ой, что вы тогда кричали, я такое со сцены сейчас и не повторю». «Да что кричал? — начал вспоминать Рязанов. — Убью, уволю, сволочи! Больше ничего». «Эх, если бы только это», — мечтательно причмокнул Досталь.

Вспомнили ушедших, конечно, Татьяну Ивановну Шмыгу великолепную, Крючкова, Ильинского, сыгравшего Кутузова. Пришел его сын, как водится, объяснился в любви Рязанову... Эльдар Александрович пожелал здоровья его маме, вдове Ильинского, знаменитой актрисе Татьяне Еремеевой, которой в следующем году, даст бог, исполнится 100 (!) лет.

А потом поднялся на сцену Тихон Хренников. Правнук того Тихона Хренникова, который и написал музыку к спектаклю, оперетте и фильму «Гусарская баллада». Правнук сел за рояль, и казалось, произошла реинкарнация. Зал вдохновенно улавливал парафраз прекрасных мелодий, Рязанов растрогался... Долго жал руку Тихону Хренникову.

50 лет — как один день. Но какие же они все остались классные, молодые, любопытные. Словно подтверждая известный тезис о том, что величайшим из искусств для всех нас является кино.

Сюжет:

Кинофестиваль «Московская премьера»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру