Только вчера, в понедельник, Эдгард Запашный, будучи в «МК», заявил о намерении просить министра Мединского, чтобы тот подписал с новым главным первый контракт лишь на год (ради строгого контроля). Руководитель частного цирка «На Цветном» Максим Никулин придерживается противоположного мнения.
Итак, в понедельник в Минкульте впервые собиралась рабочая группа по цирку (ее возглавил Эдгард Запашный), среди приглашенных был и Максим Никулин.
- Максим Юрьевич, положа руку на сердце, кого бы вы видели во главе Росгосцирка?
- Мне, честно говоря, положа на сердце что-нибудь, кажется, что выборы до сих пор не могут пройти лишь потому, что они не нужны. Работает же человек нормально и работает (т.е. Александр Калмыков, нынешний гендиректор), он всю жизнь в цирке, хорошо знает эту сферу, может, не гениальный менеджер, согласен, но... тут Билл Гейтс и не нужен. Рабочая лошадь нужна, чтобы разгребать то, что было напластовано до него. Если он делает это плохо — скажите почему? А я не вижу почему.
- Да никто, по-моему, и не говорит, что он плохо работает.
- И нет никакой гарантии, что человек, который придет ему на смену, будет лучше. Во-первых, начнет долго вникать в тематику, возможно, ему чуждую. Во-вторых, понятно, что саму эту махину можно сдвинуть только одним путем — достучаться до наших солнцеподобных товарищей. Хотя есть иной путь, более жесткий, в бизнесе применяется. Значит, нужно, как говорят на улице, порвать очко, затянуть пояс и... закрыть половину цирков. Да, это жесткие меры, потому что пострадают артисты, потеряют работу. Но опять же, положа руку на сердце: не так много сегодня в Цирковой компании настоящих хороших артистов.
- Плюс возраст...
- Господи, да там многие достигли уже двух пенсионных возрастов. Или есть такие, которые всю жизнь сидят на вынужденном простое и не хотят работать. С этим всем нужно разбираться... для этого нужен серьезный аудит, причем, лучше не наш, не российский.
- Ох, на нас с вами набросятся, если мы напишем, что 20 цирков нужно закрыть к черту...
- Нет, 20 необязательно. Допустим, цирков пять... самых проблемных.
- Это каких же?
- Владивосток, Нижний Тагил, то есть самые аварийные...
- И не реконструировать?
- Реконструировать — это большие деньги. Там, заново надо строить, по сути...
- Лучше закрыть как факт?
- До лучших времен... Понимаете как получается: государство говорит Росгосцирку — «мы вам дает 380 миллионов (условно), это большие деньги». Ну, во-первых, это совсем небольшие деньги, во-вторых, из этой сумму сразу надо заплатить налог миллионов 120... потом есть заработная плата, есть отпуска, корма для животных и прочее-прочее. Вот и выходит, что в год каждый цирк получает по 3 миллиона рублей. Даже говорить об этом смешно. Да, часть денег уходит в песок, да, часть тратится бестолково, но это вещи поправимые — надо обнаружить утечку и заткнуть, но, увы... в разы больше денег всё равно не будет!
- То есть вы считаете нереальной сумму, о которой говорят все, в том числе Запашный, в 28 миллиардов рублей на ремонты всех цирков?
- Никто не даст. Сумма не космическая в масштабах страны, было бы желание, один Большой театр сколько стоил... Но есть ли это желание? Сейчас создан новый совет по культуре при президенте России. Там нет ни одного человека от цирка. Значит, государство априори не считает цирк частью культуры. При таком отношении, естественно, да какой там цирк, какие деньги... лучше новый истребитель построить (хотя он дороже). Но вот представим такой фантастический случай — дали деньги. Какие-то цирки заново построили, какие-то реконструировали, замечательно.
- 42 конфетки.
- Ну да. И встает вопрос: а что там показывать? Росгосцирковский «конвейер» сегодня не работает, хотя они пошли по правильному пути: организовали не конвейер, а прокат. То есть формируются коллективы, которые ездят по городам, их возит импресарио-прокатчик, он берет на себя всё. И риски, в том числе. В принципе, так и было, только раньше прокатчиком выступал главк, а сейчас отдельные импресарио.
- Тут же начинают обвинять этих импресарио, что они хороший кусок себе забирают...
- Хорошо, но вы сами так договариваетесь! А кто будет за плохой кусок работать? Работа, простите, каторжная, сам этим занимался, катал свои шапито: это реклама, транспорт, ветеринары, СЭС, пожарные, площадки в разных городах, короче, жуткая головная боль. Деньги получаются неплохие, но это не миллионы долларов. Глупо даже так думать. Так что прокат — серьезная, очень тяжелая работа.
- Ну и, завершая мысль, на 42 цирка не хватит прокатной программы?
- Все цирки заполнить — не хватит. Ведь на творчество тратится мало... или тратится много, но бестолково. Вот тот самый воздушный полет (номер, который нынче выпустили в ЦЦИ) обошелся в 70 миллионов рублей. За эти деньги можно собрать, мы считали, смеха ради, восемь хороших цирковых программ. Обшить их, одеть, написать музыку и так далее. Ошибки бывают, само собой. Потому что, когда этот проект запускали, никто не предполагал, что он будет таким дорогостоящим, а потом уже некуда было деваться. Бывает. Я тут злого умысла не вижу. Просто очень долго делали, а время — всегда деньги.
- Вы согласны с мнением Эдгарда, что будущему главному по Росгосцирку надо давать лишь год, а после него железно требовать отчета?
- А как он отчитается? Ну скажет — «сделали то-то и то-то», а ему в ответ — «а мы думали, что вы сделаете и первое, и пятое, и десятое». И кто прав? Он ответит — «ну идите, делайте сами, раз такие умные!». За год ничего нельзя сделать, тем более, если новый человек придет. Кто на год будет подписывать? Я лично, контракт на год ни с кем не подпишу! Если бы мне предложили на такой срок — сразу бы отказался... если б готов был сесть в это кресло, то минимум на пять лет! Чтоб я знал, что у меня есть время в запасе.
- А кстати, почему бы вам не поучаствовать, Максим Юрьевич?
- Я не могу разорваться. У меня совершенно другая с цирком «На цветном» история. А потом, себе и жене я дал слово никогда больше в жизни не работать в государственных структурах. Не могу, это кошмар. Причем, неважно где — здесь или во Франции... везде одно и то же: потерянные документы, забытые письма, неотправленные телеграммы, бороться с этим невозможно, потому что люди так привыкли работать годами, их не переделать. Но по поводу нынешнего руководства Росгосцирка могу сказать откровенно, что это первое руководство, с которым в полном объеме удалось наладить деловой и творческий контакт. Две совместные наши программы ездят по России, мало того — сейчас обсуждаем большой международный проект, плюс новая октябрьская программа в цирке «На Цветном» тоже совместная, финансовые вложения идут с обеих сторон... короче, нормальная работа, и меня это устраивает. Боюсь, придет другой человек со своим «видением», и с отношением к нам как к частникам. Поэтому лучше бы Калмыкова не меняли. Ну дайте человеку работать!