По слухам, которые не проходят мимо нас, всевозможные конкурсные отсрочки могли быть связаны с тем, что люди «наверху», реально принимающие решения, никак не сойдутся на единой кандидатуре. Причем якобы сам министр культуры Мединский к этому прямого отношения не имеет, ибо в цирке собственных интересов у него нет. А вот другие-де «тяжелые фигуры» пытаются внедрить своих людей, к манежу, мягко говоря, неблизких, чтобы иметь доступ к финансовым потокам, которые так или иначе будут иметь место хотя бы вследствие модернизации стационарных цирковых зданий (напомним, под Росгосцирком по стране — 42 здания плюс шапито). Так это или нет — покажет время.
Цирковые продолжают гадать — кто же придет в главк? Должность в любом случае расстрельная. Единственное, чего не поймет цех, — если гендиректором будет человек, не понимающий, каково это — мотаться всю жизнь по стране, сидеть по полгода без работы на вынужденных простоях, временно устраивать детей в 20 разных школ, возить клетки с животными, валяться в реанимациях с укусами и переломами и т.д. Конечно, до последнего момента на продление договора рассчитывал и действующий гендиректор г-н Калмыков, а также не прочь была бы занять этот пост (и это не было бы худшим вариантом) г-жа Халилова из Цирка на проспекте Вернадского (которая прямо дала понять: хотите, чтобы хватало денег на культуру — не воруйте!). Однако их программы (среди прочих кандидатов) тоже не устроили июньскую «приемную комиссию». И под кого же теперь готовится почва?
— Во-первых, — вопрос к Эдгарду Запашному, — кто войдет в вашу рабочую группу и какова сверхзадача, чего желаете добиться?
— В группу войдут Иосиф Кобзон, Максим Никулин, Анатолий Марчевский, Виктор Шемшур, мой брат Аскольд... Задача понятная: команда, которая пришла в Минкульт с Мединским, не хочет халатно относиться к цирку. Не хочет совершить ошибку с назначением. Но желают по-настоящему разобраться, что такое цирк. И не затягивать с этим — это первое. Второе: важно понять, как должен выстраивать отношения Минкульт с Росгосцирком, с тем чтобы компания хотя бы перестала быть убыточной (уж не говорю прибыльной).
— А это возможно, положа руку на сердце?
— Возможно. Потому что все основные средства компании сейчас тратятся на поддержку старых зданий, возраст которых перевалил за
— А как надо-то?
— Мое видение простое: надо добиться от государства серьезной суммы денег, чтобы разом привести в порядок все цирки страны. Эта сумма была уже озвучена: примерно 25 млрд. рублей. На 40 стационаров это не так много, как кажется (если вспомнить деньги, потраченные на один Большой театр). Второе: должен прийти хороший менеджер, с тем чтобы возобновить зарубежные гастроли, которые традиционно с советских времен давали цирку серьезные валютные поступления.
— Ну так этот «хороший менеджер» хоть на горизонте есть?
— Таких людей несколько. Та же Фарзана Халилова, которая себя замечательно проявила, будучи директором еще Тюменского цирка. Тот же нынешний генеральный Александр Калмыков может проявить себя, если получит серьезную государственную поддержку. Кстати, существенный момент: мое предложение Мединскому заключалось в том, чтобы с новым гендиректором заключить контракт сроком на год, чтобы нам, артистам, не подписывали сразу «смертный приговор», когда гендиректор приходит на пять лет. Надо обязать нового главу, чтоб он за год уже показал результат.
— Пойдет на это Мединский?
— Насколько я понимаю, да.
— От многих артистов слышал опасения, что может прийти человек, далекий от цирка...
— Для этого и собирается рабочая группа: мы должны создать правильную модель контроля над новым гендиректором. Оговорюсь: самым лучшим директором компании «Союзгосцирк» был некий Бардиан, который был не цирковым артистом, а военным в отставке (хотя он-то и создал, по сути, компанию, «запустив» конвейер артистов, которые ездят по циркам страны). Так что я не боюсь «человека со стороны». Другое дело, у нас не должно быть монаршей системы, когда в компании есть царь, и его может снять только царь (министр). Тем более что министры культуры у нас часто менялись в последнее время...
— А какие рычаги?
— И совет директоров Росгосцирка (управленцы на местах) и Союз цирковых деятелей (непосредственно артисты) должны обладать равным правом голоса, с тем чтобы снимать тех гендиректоров, которые будут себя неправильно вести. Это демократичный метод. Тогда генеральный будет все время в тонусе.
— Кто же выставит кандидатуры на новые выборы?
— Кто знает... Но они теперь проходят в два дня, а то в прошлый раз мы 8 часов сидели, так нагрузили всеми этими программами... Но, насколько я знаю, у министерства пока нет желания привести какого-то другого человека (то есть условием остается опыт работы в цирке). И после выборов в Росгосцирк, я надеюсь, то же самое произойдет и в Цирке на Вернадского...
— Простите, что произойдет?
— Выборы. Там же тоже больше года не назначен по конкурсу гендиректор. Это следующий этап. Все-таки Цирк на Вернадского — это вторая по масштабам цирковая компания.
— А вы там претендуете на должность гендиректора?
— Я могу сейчас претендовать и там, и здесь. Но точно вам скажу, что я не буду претендовать на Росгосцирк, потому что не чувствую возможным полностью в это погрузиться, ездить по стране и наводить порядок. Это лишит меня творчества.
— А что до Цирка на Вернадского?..
— Я не думал пока ни о чем. Конкурса еще нет.