Избирательные участки используют под культуру

Владимир Толстой: «Мы не можем потерять классическую школу»

Культурная Москва мигрировала в родовое имение Пушкина Михайловское, где вручается всероссийская премия «Хранители наследия». Среди лауреатов — Владимир Толстой, 18 лет возглавлявший музей-заповедник «Ясная Поляна», а недавно вошедший в Администрацию Президента. О чем печется новый советник президента по культуре и искусству — в интервью «МК».

Владимир Толстой: «Мы не можем потерять классическую школу»
Владимир Толстой

— Главная проблема — образование в сфере культуры и для культуры.

— Есть инициатива сделать русский и литературу единым предметом. Как возможно сохранить культуру при таком подходе?

— Я яростный противник этого. Сломать существующую реформу образования сложно, и, может быть, такую задачу не надо ставить. Но убедить руководство государства, что мы не можем потерять классическую школу — передачу мастерства от поколения к поколению. Сейчас произошел разрыв: уйдут педагоги балета, кинематографии, классической музыки — и с чем мы останемся? Например, Китай делает ставку на классическое культурное образование. Они покупают наших педагогов по балету, изобразительному искусству, то есть классическую школу. Руководители КНДР не занимаются стимуляцией актуального искусства, не поддерживают авангард, он развивается сам по себе. Но Китай массово направляет в российские, и не только российские, школы, где дают основы классической культуры.

— Как поддержать отечественное классическое образование? Что вы собираетесь предложить президенту?

— Вот вам пример. Во время президентских выборов на участках были установлены камеры видеонаблюдения, проведен Интернет, было сделано мощное вложение в оснащение избирательных участков. А где мы голосовали? В школах, библиотеках, музеях. Почему бы не использовать эту техническую модернизацию для дистанционного образования. Можно подготовить программы для школьников — по той же классической музыке, по которым они раз в месяц занимались бы с лучшими педагогами. Так мы бы охватили всю страну, а не только крупные города, где сосредоточена сейчас культура. Строительство клубов и домов культуры по всей стране нереально, это гигантские инвестиции, но найти возможность малыми средствами донести основы культуры до самых дальних точек необходимо. У селян нет денег ездить в Эрмитаж, они лишены доступа к культурным ценностям. Пусть в малых населенных пунктах будет хоть одно живое место — школа, библиотека или старый ДК.

— Как привлечь детей в эти «живые места»?

— Главная задача — увлечь детей, это еще толстовская мысль. Главное — не напичкать голову ребенка знаниями, а пробудить в нем интерес к познанию. Нужно пробудить в стране массовый интерес к классической фундаментальной культуре! Только такая основа даст людям кругозор. Если же мы готовим просто качественного потребителя, то о какой модернизации можно говорить.

— Некоторые дети могут быть вообще лишены возможности образования, ведь обучение в школах хотят сделать платным.

— Я уже говорил президенту об этом в Саратове на встрече с музейщиками. Я сказал, что реформа образования терпит катастрофический провал. Результаты мы увидим уже через несколько лет. У нас была горячая дискуссия на эту тему, но он меня все равно пригласил в советники.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру