Не убивайте эту женщину
Камерный формат в «Школе современной пьесы»
Если вы хотите быть настоящим театралом, пора уходить из больших залов в подполье, на маленькие сцены, к частным инициативам. Там происходит сейчас самое интересное: может, не всегда удачное, но точно неожиданное. Театр «Школа современной пьесы» предоставил маленькую площадку как раз такой частной инициативе. Итак — спектакль «Убейте эту женщину» по пьесе Майи Праматаровой в постановке Александра Пономарева.
50-летний юбилей у одинокой женщины — это, я вам скажу... А уж если эта женщина актриса, недореализовавшаяся в профессии, брошенная любимым по фамилии Адамов, дома в одиночестве пьющая вино и рассуждающая сама с собой за жизнь... «Ничего не случилось, кроме того, что мне впервые стукнуло 50, и к этому событию я оказалась не готова». На помощь фантазии приходит все, что только может оживить пространство. Сыгранные и несыгранные роли — уайльдовской Саломеи и знаменитой Назимовой, — телефон, трюмо, как в гримерке, роза, вино, десятки пар туфель и техника. А мультимедийное оформление спектакля — пример гармоничного сосуществования новых технологий и искусства театра. Видеоинсталляции проецируются не только на задник, но и на открытую крышку чемодана. Параллельно мы смотрим отдельно снятый фильм, где в главной роли тоже она, Ада. Звук растягивается и ужимается, разгорается и угасает, шумы и помехи, музыка и крик...
Над ролью работала актриса Ирина Пономарева — моноспектакль «Убейте эту женщину» ставил ее супруг, актер театра «Эрмитаж» и режиссер организованного им «Чет-Нечет-Театра» Александр Пономарев.
— Я увидел в пьесе тему покинутой родины и профессии. Есть скрытые аллюзии с Еленой Соловей, ее жизнью в Америке и ее отношениями с режиссером Рустамом Хамдамовым, ставшие потом основой для фильма «Раба любви». Ада, Адамов, Хандамов — это такой код. Тема любви в таком возрасте — 50 лет... Ее тотальное одиночество: она же ни с кем не разговаривает, ей отвечает пустая трубка, телефон без провода, а когда ушел этот ее Адамов — может, он уже много лет назад ушел, а она все еще переживает этот момент. Она создает себе виртуальное пространство: студия, озвучка, отрывки неготового фильма о Назимовой...
Ближе к финалу героиня достигает состояния все большей истеричности — но тем больше видно, насколько же она актриса, до кончиков волос. Она, видящая себя в роли Саломеи, мечтает вызывать в зрителях восхищение — но остается только жалость. Поэтому — не убивайте эту женщину.
Спектакль будет показан в ноябре на фестивале «Дни культуры Болгарии» в театре «Школа современной пьесы».