Сергей Лобан, режиссер, член жюри основного конкурса:
— Больше всего я поразился тому, какие в этом году попадались в конкурсе нереальные картины. Ну такие... Очень странные фильмы. Но картина «Отбросы» Тиндж Кришнан, которая победила — реально хорошая. Самое смешное, что ее показали в самый первый день. «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой? Иностранцы не врубились в нее настолько, что были просто возмущены. Видимо, вне контекста это совсем не работает. Но она и устроена так, что это фильм не совсем для кинофестиваля — скорее для конкурса современного искусства. Где-нибудь в Венеции он бы смотрелся идеально. А вот «Орду» Андрея Прошкина, наоборот, принимали очень живо.
Фестивалю, конечно, нужны изменения, но я не знаю, насколько они возможны. Нужны люди такие среди отборщиков — типа снайперы. Которые с каждым фильмом точечно бы работали. Конечно, есть Петр Шепотинник. Все фильмы, которые он отбирал, были интересными. Но таких, как Шепотинник, должно быть человек десять, тогда фестиваль будет мощным.
Самое интересное, что я совсем не устал. Было очень удобно сидеть в зале — можно ноги вытянуть. Еще холодно было, а это полезно. И хорошие члены жюри — очень вменяемые.
Марина Разбежкина, документалист, председатель жюри «Перспективы»:
— Мы судили две программы: короткий метр и «Перспективы». Обе — молодое кино. Или, если не очень молодое, то первое. Что удивило. Дебютанты не рискуют. Предпочитают или милое ретро или кальку с уже виденных картин. В коротком метре особенно заметна сценарная невнятность. Работать в малой форме мало кто умеет. «Перспективы» совсем без эксперимента. Кажется, что авторы не начинают свою творческую жизнь, а заканчивают. Такое «уставшее» кино. Без перспектив.
Екатерина Мцитуридзе, глава Роскино:
— ММКФ для меня родной: я работала помощником президента фестиваля Сергея Соловьева в
Сергей Сельянов, продюсер:
— Не могу рассуждать о фестивале в целом, поскольку практически не следил за фильмами, так как была большая индустриальная активность. Фестиваль в этом смысле приобрел новое качество. Для меня важно и приятно, что наш с Дуней Смирновой фильм «Кококо» получил высокую оценку ведущих американских дистрибьюторов, посетивших кинорынок «DOORS», который стал значимым событием фестиваля. Также у меня состоялись важные индивидуальные встречи с американскими и канадскими продюсерами в рамках Moscow Business Square, которые в будущем могут принести свои плоды в плане копродукции. И это тоже очень важно.
Андрей Прошкин, режиссер фильма «Орда», победившего в двух номинациях (лучший режиссер и лучшая женская роль Розе Хайруллиной):
— Самое смешное, что призы не являются для меня главным итогом фестиваля. Это очень приятное, почетное дополнение к процессу. Для нас было основным — сам факт представления картины и реакция на нее. Потому что об огромном количестве наших фильмов зритель даже не знает, что они есть. В этом смысле ММКФ наши ожидания оправдал.
В принципе, круглый стол министра культуры с кинематографистами, в котором я принял участие, мог состояться и вне фестиваля. И более того, я надеюсь, что такие встречи продолжатся. Хотя если честно, каждый раз, когда я узнаю, что мне нужно где-то выступать, настроение портится за неделю до встречи — от того, что придется снова говорить одно и то же. Но как ни грустно от этих усилий, диалог с властью нельзя прекращать. Нужно долбить, долбить и тогда постепенно ситуация начнет меняться к лучшему. А может и не начнет.