Англичанину (который так давно живет в Амстердаме, что сам себя уже считает гражданином Голландии) с поисками актеров в России помогает продюсерский центр «Горчаков». По словам Гринуэя, у него есть свои симпатии, но назвать определенную фамилию пока не готов.
— Вам, наверное, известно, что ваш самый знаменитый композитор, Петр Чайковский, — гей. Так вот вам придется смириться, что ваш самый великий режиссер тоже был гомосексуалистом, — примерно с такой фразы Гринуэй каждый раз начинает беседу с актерами.
По сценарию, в Латинской Америке Эйзенштейн встречает молодого мексиканского историка, с которым у него случается бурный и короткий — всего на 10 дней — роман. Так что следом за вступительным словом потенциальный кандидат на роль может услышать от Гринуэя действительно все что угодно: от безвинных вопросов насчет его отношения к гомосексуализму до предложения побрить лобок в кадре.
Тогда же Эйзенштейн стал свидетелем последствий страшного оползня, унесшего жизни многих людей. Отсюда и первоначальное название фильма — «10 дней, которые изменили Эйзенштейна». По мнению Гринуэя, именно эта поездка кардинально изменила стилистику фильмов великого режиссера. Сделала их более чувственными и гуманистическими.
— Я не раз говорил, что кино в том виде, в каком мы его знали, умерло. И этим фильмом мне бы хотелось закольцевать его историю, — говорил Гринуэй на мастер-классе, прошедшем накануне в Москве. — Обратиться к фигуре самого великого режиссера, который когда-либо снимал кино, — Сергею Эйзенштейну. Я познакомился с его творчеством в 17 лет, и с тех пор я всегда обращался к его примеру в творчестве.
Разобравшись с режиссерами прошлого, Гринуэй сказал и пару слов о настоящих:
— Честно говоря, я очень жалею российское кино. У вас был шанс начать все сначала, когда рухнул Советский Союз и отменили все запреты. Но, вместо того чтобы снимать кино XXI века, вы, с одной стороны, скатились в подражание плохому Голливуду, с другой — потонули в попытках снимать так, как это делали ваши отцы и деды.
Продолжил и любимую тему смерти кино:
— Сегодня, как и прежде, снова наступает эпоха экрана, но не того большого, в кинотеатрах, а маленького — на экране мобильного. Лэптоп, мобильный телефон и веб-камера — вот она, святая троица современного кинематографиста. Самое главное в современном мире — это общение, обмен информацией. Вы можете снять увлекательный ролик, и через 15 секунд он уже придет по почте вашему коллеге в Пекин. А если вы снимете большое кино, оно дойдет туда только через полтора года.
Второй проект, над которым сейчас ведет активную работу Гринуэй, — «Смерть в Венеции», который он планирует наполовину снимать в Италии, а наполовину — в Санкт-Петербурге. Свое согласие на участие уже дали такие неожиданные звезды, как Леди Гага. А также Тим Рот и Мартин Шин.
Перед поездкой в Москву Гринуэй осмотрел достопримечательности Петербурга в поисках объектов для съемок. Посетил квартиру Достоевского, музей Кирова, Исаакиевский собор, осмотрел снаружи знаменитые «Кресты» и встретился с несколькими местными олигархами. Следующий пункт программы — Одесский кинофестиваль, на котором режиссер планирует продолжить поиск актеров на экстремальную роль Сергея Эйзенштейна.